Евразийский
научный
журнал

Ксенофобия и молодежный экстремизм

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Курилович Валерия Валерьевна, Гаврилов Максим Викторович
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2016»  (июль)
Количество просмотров статьи: 1939
Показать PDF версию Ксенофобия и молодежный экстремизм

Курилович Валерия Валерьевна,
Студентка АСА ДГТУ, Россия, г.Ростов-на-Дону
E-mail: lera180vvv696@mail.ru

Гаврилов Максим Викторович,
Студент АСА ДГТУ, Россия, г.Ростов-на-Дону
E-mail: bring013@mail.ru

Мы живём в сложном и постоянно изменяющемся мире, в котором часто можно услышать о проблемах социального, экономического экстремизма, о случаях ксенофобии и национализма, главным участником которого является молодежь. Резко и остро реагирующая на изменения, происходящие в обществе.

«Ксенофобия» и «экстремизм» – понятия, обозначающие разные явления, которые в своем крайнем выражении могут иметь сходные формы. Наиболее известные проявления ксенофобии и экстремизма – случаи насилия и агрессии, направленные против лиц иной этнической принадлежности. Особенностью подобных действий является то, что чаще всего в их совершении участвует молодежь.

Ксенофобия -особенность менталитета общества, которая проявляется в негативном отношении к социальным общностям или отдельным людям, воспринимаемым в качестве чужих и поэтому эмоционально неприемлемых. Ксенофобия, заложенная в мировоззрение может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.

Экстремизм –это приверженность крайним взглядам и мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны.

Ученые, при определении экстремизма, делают акцент на действия, а не на людей. Т.к. именование людей и группировок экстремистами неоднозначно, потому что зависит от позиции и групповой принадлежности индивида. Одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, другие - борцами за свободу. Но более точно можно описать экстремистские акты следующими критериями:1)Если они используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но являются инструментом устрашения; 2) Если они направлены на то, чтобы причинить вред не посредственному противнику, а другим людям. Следовательно, главная цель экстремистских актов не непосредственный физический вред, а психологическое воздействие и привлечение общественного внимания, для подрыва авторитета.

Выделяются три группы причин, которые могут влиять на возникновение ксенофобии и экстремизма: социально-экономические, групповые и личностные.

Социально-экономические факторы и механизмы, порождающие ксенофобию и другие проявления национальной ненависти-не биологической, а социальной природы. Современное капиталистическое общество устроено так, что особенности его функционирования регулярно затушёвывают в сознании людей тот фундаментальный факт, что все люди равны.

Групповые возникают в результате фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам.

Личностными особенностями, вовлеченными в проблематику ксенофобии, в первую очередь, предстанут ценностные ориентации и приверженность той или иной идеологии, а также ригидность как возможность корректировки убеждений и установок.

Стремление человечества разделять мир на "своих" и "чужих" неистребимо. Такая особенность человека может быть использована в разных целях, в том числе и в таких, которые эквивалентны территории, власти, капиталу и материальным ценностям. Как правило, эти цели остаются за кадром. А вот поводы, которые изобретаются для их реализации и даются на откуп массовому сознанию, часто не отличаются особой аргументированностью. Нелепые и абсурдные, они, тем не менее, могут поднять на мятеж толпы людей, спровоцировать кровопролитные войны.

Безусловно, проблема очень серьезная, и требует скорейшего решения

Толерантность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

В итоге можно сделать вывод, что ксенофобия - естественное человеческое свойство. Особь или популяция, реализующая успешную стратегию выживания, всегда будет демонстрировать нормальную реакцию на новое - смесь любопытства и настороженности. Отсутствие одной из составляющих обрекает на неизбежную гибель. На уровне социальных, культурных или идеологических групп эти утверждения очевидны и не оспариваются никем. В каждом обществе баланс любопытства и настороженности по отношению к "инородцам" нарушается. Как в ту, так и в другую сторону. Причины бывают самыми разными, но для любого народа существует пороговое количество гостей, за которым рост численности "чужих" начинает восприниматься как угроза самой этнической идентичности. И начинаются проблемы, которые могут перерастать в конфликты, влекущие за собой насилие, терроризм, смерти.