Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Фоменко Александр Александрович
Магистрант РТА,
Россия, г. Ростов-на-Дону
Научный руководитель: С.В. Михайлов
кандидат юридических наук, доцент.
АННОТАЦИЯ
По мере развития организационно-правовых форм ведения бизнеса формируется система правового регулирования и категориальная база хозяйственного законодательства. Неотъемлемой составляющей отношений, возникающих между участниками акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, а также некоторых других форм осуществления хозяйственной деятельности, являются сделки, среди которых особого внимания заслуживают так называемые экстраординарные сделки и, в частности, крупные сделки. Процесс становления системы правового регулирования крупных сделок не завершен, чем подтверждается актуальность темы исследования и предопределена его цель.
Целью настоящего исследования является обобщение и систематизация подходов к определению понятия и видов крупных сделок, а также выявление проблем их правового регулирования.
Изучение современных подходов к понимаю крупной сделки свидетельствует о том, что в основу исследуемого понятия положен имущественный критерий и значительная степень влияния на деятельность хозяйствующего субъекта [4]. Необходимо также отметить, что институт крупной сделки получает все большее распространение. Закрепленное впервые в корпоративном законодательстве — Федеральном законе «Об акционерных обществах» [1], на современном этапе понятие крупной сделки получило отражение в источниках правового регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью [2], унитарных предприятий и компаний государственного и муниципального подчинения, а также в законодательстве о банкротстве при определении полномочий арбитражного управляющего [3]. В законодательных актах закреплены определения понятия «крупная сделка» с учетом особенностей его применения в условиях конкретных хозяйственных отношений. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 78 ФЗ «Об акционерных обществах» «крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества, и сделок, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти» [1]. Определение крупной сделки для обществ с ограниченной ответственностью имеет отличия, обусловленные особенностями осуществления деятельности при такой организационно-правовой форме [2].
Нормами действующего законодательства определены виды крупных сделок (сделки с заинтересованностью, требующие и не требующие одобрения), критерии, на основании которых сделка может быть отнесена к категории крупных, закреплены ряд процедурных вопросов, связанных с осуществлением крупных сделок и пр.
Среди проблем правового регулирования крупных сделок необходимо акцентировать внимание на том, что действующее российское законодательство не содержит унифицированного определения понятия «крупная сделка», что приводит к возникновению противоречий в судебной практике и, как следствие, неравной защите прав и интересов участников оборота [4]. Дальнейшего законодательного урегулирования требуют процедурные вопросы осуществления крупных сделок, в частности, их одобрения в акционерных обществах с одним участником.
Таким образом, необходимость и важность совершенствования правового регулирования крупных сделок не вызывает сомнений и является одним из ключевых направлений повышения эффективности правовой защиты интересов и справедливому распределению рисков между субъектами гражданско-правовых отношений.
Литература