Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Гайдаев Анзор Ибрагимович
магистрант
направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: kafedraupik@inbox.ru
Коррупция является одной из системных угроз общественной безопасности, препятствует проведению социальных преобразований, модернизации российской экономики, вызывает недоверие общества к институтам власти.
При создании эффективной модели противодействия коррупционной преступности особое значение имеет исследование детерминант, причинной обусловленности преступлений коррупционной направленности. Раскрытие причин совершения коррупционных преступлений служащими органов местного самоуправления позволило установить факторы, влияющие на развитие данного вида преступности, разработать методологию противодействия указанному виду преступности и создать на ее основе комплексный механизм, включающий правотворческие, административные, информационные и иные ресурсы.
Одной из экономических причин коррупции в системе органов местного самоуправления можно считать резкое падение «индикатора экономического здоровья общества», связанное с резким снижением уровня жизни местного населения.
Следующей негативной тенденцией является нарастающая «капитализация» власти, связанная со сращиванием среднего и мелкого бизнеса и представителей органов местного самоуправления. Немаловажное значение имеют социальные и моральные причины распространения коррупции, связанные с мировоззрением и правовой культурой, разобщением интересов и деморализацией общества, разрушением этических ценностей, правовым нигилизмом, социальной поляризацией и др. Причины совершения преступлений коррупционной направленности тесно связаны с мотивами противоправных посягательств. Коррупция рассматривается как проявление «политической воли» служащих органов местного самоуправления, направленное на удовлетворение личных корыстных интересов. Коррупциогенными факторами следует признать имеющиеся в нормативных правовых актах юридико-технические пробелы и коллизии. Одной из причин коррупции как социально-правового явления можно считать недостатки нормативно-правовой регламентации организации и функционирования механизма муниципальной службы.[1]
Оценка причинного комплекса коррупции в органах местного самоуправления в Дальневосточном федеральном округе позволила выделить такие факторы, как: высокий уровень криминализации общественных отношений в целом; низкий уровень правового просвещения и высокие показатели правового нигилизма местного населения; разрушение исторически-сложившихся морально-нравственных традиций; наличие родственных отношений между служащими государственного и муниципального аппарата, в том числе органов правоохранительной системы; вследствие этого недостаточно эффективная деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупционным проявлениям; широкое распространение «лоббизма и фаворитизма» среди служащих муниципального аппарата.
Необходимо учитывать тот факт, что неблагоприятные природно-климатические факторы влекут малочисленность населения, определенные сложности в организации условий проживания и быта, резкое сокращение в условиях экономического кризиса числа объектов производственного назначения, неразвитость инфраструктуры, отдаленность места сосредоточения органов местного самоуправления от административных центров, следовательно, от органов государственного надзора и контроля. Данные обстоятельства затрудняют решение насущных вопросов местного значения. Транспортная отдаленность и низкий имущественный статус порождают трудности в реализации населением права на обжалование незаконных действий служащих и органов местного самоуправления в административном и судебном порядке.
Детерминанты, обусловливающие коррупцию в системе местного самоуправления образуют комплекс причин преступлений коррупционной направленности в системе местного самоуправления. К ним можно отнести: достаточно низким уровнем социально-экономического развития городских и местных поселений, недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры; низким уровнем доходов населения; сравнительно низким уровнем общеобразовательной и правовой культуры; наращиванием правового нигилизма.
Литература: