Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Коробов Петр Борисович
Студент КГУ, Россия, г. Курск
Научный руководитель: Яценко Константин Владимирович
д.и.н., профессор, кафедра истории России
Россия, г. Курск
В статье на основании литературы в открытом доступе дается попытка анализа действий военно-воздушных сил Германии и СССР в районе Курска накануне одного из самых значимых событий Великой Отечественной Войны — Курской битвы.
Наращивание сил авиации в районе Курского выступа было обусловлено общей стратегией верховного командования советских вооруженных сил и Вермахта на летний период кампании 1943 г. Соображения немецкого командования были изложены в оперативном приказе № 6 от 15.04.1943 г. [16, с.6]. Было принято решение осуществить крупную операцию на окружение советских войск в районе Курска с целью завладения стратегической инициативой, получившую название «Цитадель». Операция должна была осуществляться силами 4 ТА ГА «Юг», АГ «Кемпф» и 9А ГА «Центр». В свою очередь, советское командование приняло решение на проведение оборонительной операции силами Центрального и Воронежского фронтов и Степного военного округа в районе Курского выступа. Подготовка сторон к указанным действиям заняла длительный период с конца марта по начало июля 1943 г. Данный период характеризовался увеличением численности сил и средств в составе авиационных группировок обеих сторон, а также активными действиями авиации.
Воздушная поддержка германских сухопутных сил в полосе ГА «Центр» осуществлялась силами
Противниками немецких летчиков с советской стороны были авиаторы 16 ВА Центрального фронта (ген.- лейтенант С.И. Руденко,
В течение всего периода оперативной паузы происходило постоянное наращивание численности авиационных группировок обеих сторон.
12.04.43 штабом ГА «Центр» для командования ВВС «Восток» были поставлены следующие задачи: срыв перевозок в советском оперативном тылу и прикрытие наземной группировки немецких войск [16, с.16]. Особое внимание необходимо было обратить на железнодорожные перевозки в районах Узловая, Елец, Касторное, Курск. Во исполнение этих задач было предпринято 16 налетов на станцию Касторное, 18 — на Елец. Действия крупными силами (группы от 20 ударных самолетов и больше) дополнялись рейдами небольших групп и одиночных самолетов. Сильному воздействию авиации противника подвергался и важнейший железнодорожный узел Курск. В апреле Курск четыре раза подвергался налетам немецкой авиации. Однако, наиболее мощными явились налеты 22 мая и 2 июня 1943 г.
В налете 22 мая приняло участие 110 ударных самолетов под прикрытием
Удар по Курску был повторен гораздо более крупными силами 2 июня 1943 г., В течение дня 2.06.43 авиация противника пятью волнами численностью от 20 до 137 ударных самолетов в прикрытии истребителей атаковала район железнодорожной станции. Всего в дневных налетах, по советским данным, приняло участие 424 бомбардировщика и 119 истребителей. В течение ночи со 2 на 3 июня 1943 г. Курск подвергся налету еще
По мнению отечественного исследователя Д.Б. Хазанова, люфтваффе не удалось сорвать работу советских коммуникаций в районе Курского выступа. Пропускная способность ж-д магистралей была за период оперативной паузы (апрель-июнь 1943 г.) увеличена до 24 пар поездов в сутки. Всего войскам было доставлено 3572 эшелона (171789 вагонов) с различными грузами [16, с. 22].
Срыв перевозок в тылу противника являлся одной из приоритетных задач советской авиации в указанный период. В марте 1943 г. соответствующие распоряжения Ставки ВГК получило командование АДД. Всего авиация дальнего действия совершила 12325 самолетовылетов по ж-д объектам в тылу войск ГА «Центр» и «Юг» в районе Курского выступа. Наиболее интенсивному воздействию были подвергнуты ж-д узлы Орел, Брянск и Гомель. Противник признавал, что налеты советских бомбардировщиков вызвали большие затруднения в работе немецких коммуникаций. Например, в мае 1943 г. неоднократно срывалось движение поездов на участке Рославль-Брянск. Отмечалась высокая эффективность (уничтожение целых составов и складов) налетов на Орел [16, с. 20].
Действия АДД часто увязывались с действиями партизанских частей и соединений, что значительно повышало их результативность. Для противодействия ночным налетам советской стратегической авиации командование люфтваффе было вынуждено вынужденно перебросить из Германии в состав
В период оперативной паузы (апрель — июнь 1943 г.) обе стороны пытались ослабить авиацию противника путем нанесения воздушных ударов по аэродромной сети. Наиболее масштабные усилия в этом отношении были предприняты советским командованием, предпринявшим две крупные воздушные операции
Немецкая авиация также пыталась воздействовать на советские аэродромы. Отразить налеты противника советской стороне помогали меры маскировки, оказавшиеся весьма эффективными. Так, например, в полосе 2 ВА в июне 1943 г. из 21 удара фашистских самолетов 18 пришлись на ложные аэродромы, созданные службой тыла воздушной армии. [12].
Важное значение для обеих сторон имели разведывательные действия авиации.
Советское авиационное командование уделяло большое внимание разведывательным действиям. Например, в апреле 46% боевых вылетов 16 ВА было совершено с целью ведения разведки [12, с.221]. Работа экипажей 16 ВА в мае позволила главкому ВВС А.А. Новикову в докладе в ставке ВГК сделать однозначный вывод о подготовке немцами крупного наступления на северном фасе Курской дуги. Наиболее интенсивная работа воздушными разведчиками проводилась во второй половине июня — начале июля, т.е. накануне сражения на Курской дуге. Например, 4 июля 1943 г. удалось обнаружить перебазирование около 300 самолетов противника на аэродромы Харьковского аэроузла. К сожалению, приходится констатировать, что не всегда действия наших авиаторов были успешными. Так, вскрыть сосредоточение и выдвижение к линии фронта накануне операции «Цитадель» 2 ТК СС, а также АГ «Кемпф», советской авиации не удалось.
В интересах немецкого командования в районе Курского выступа активно действовали самолеты из NAGr4 и FAGr4. К сожалению, отсутствие в широком доступе документальных источников не позволяет всесторонне осветить деятельность немецких воздушных разведчиков, отрывочные сведения об их работе известны из протоколов допросов пленных летчиков и донесений службы ВНОС советской стороны. В частности, известно о регулярных полетах разведывательных самолетов до линии Оскол, Дон, Угра. Тем не менее, вскрыть систему обороны советских войск, по многочисленным свидетельствам немецкого наземного командования (см., например [9, с.17]) немецкой воздушной разведке не удалось. Серьезные недочеты были связаны и с оценкой авиационной группировки ВВС КА, а также ее аэродромной сети. Отсутствие точной информации, в частности, было причиной низкой результативности ударов люфтваффе по пунктам базирования советских ВВС.
В апреле, мае и июне 1943 г. происходило интенсивное наращивание количественного и качественного состава авиационных группировок, расширение сети аэродромного базирования. Численность ВВС КА в районе Курского выступа (части 2, 6, 17 ВА, Войска ПВО и АДД) к началу июля 1943 г. составляла около 3900 самолетов. Из них в составе 2, 16 и 17 ВА было 2453 исправных самолета [16, с.12]. Была создана широкая сеть аэродромов на удалении
В составе сил люфтваффе, выделенных для проведения «Цитадели» было 37, 3 авиагрупп общей численностью 738 самолетов в 1 авиадивизии
Таким образом, можно констатировать, что за период оперативной паузы с начала апреля по начало июля 1943 г. воздушным командованием обеих сторон была проведена большая работа по подготовке к решающему сражению лета 1943 г. — Курской битве. В борьбе за господство в воздухе ВВС КА и люфтваффе широко применяли атаки против аэродромной сети противника. Результаты этих действий, предположительно, были невысокими у обеих сторон. Советской стороне в целом удавалось более результативно действовать по коммуникациям противника, срывая перевозки на целых участках дорог на длительный период. Люфтваффе, несмотря на организацию крупных ударов по советским транспортным узлам, не смогли сорвать работу советского тыла. Интенсивные разведывательные действия авиации обеих сторон привели к противоречивым результатам. По моему мнению, воздушная разведка как ВВС КА, так и люфтваффе, при верной оценке наземной ситуации в целом, не смогли предоставить информацию по ключевым вопросам предстоящей операции для своего наземного командования (местонахождение главных ударных группировок Вермахта на южном фасе Курской дуги, реальные возможности обороны советских войск). Разведка ВВС Германии также не смогла собрать данные для верной оценки численного состава противостоящих воздушных сил Красной армии. Службы тыла обеих сторон в целом справились с задачей накопления необходимых запасов для участия в предстоящих боевых действиях.
Список использованной литературы
Список сокращений
ад — Авиационная дивизия
АДД — Авиация дальнего действия
бад — Бомбардировочная авиационная дивизия
ВА — Воздушная армия
ВВС — Военно-воздушные силы
ВВС КА — Военно-воздушные силы Красной Армии
ВГК — Верховное главнокомандование
ВНОС — Воздушное наблюдение, оповещение и связь
ВФ — Воздушный флот
гв. иад — Гвардейская истребительная авиационная дивизия
гв. шад — Гвардейская штурмовая авиационная дивизия
одрап — Отдельный дальний разведывательный авиационный полк
иад — Истребительная авиационная дивизия
иад ПВО — Истребительная авиационная дивизия противовоздушной обороны