Евразийский
научный
журнал

Коррупция: причины возникновения и методы борьбы с ней

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Самсонова Светлана Николаевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2017»  (май, 2017)
Количество просмотров статьи: 5534
Показать PDF версию Коррупция: причины возникновения и методы борьбы с ней

Самсонова Светлана Николаевна
Студентка 2 курса
Института инновационных технологий
и государственного управления
МТУ МИРЭА,
Россия, Москва
E-mail: samsonova@mirea.ru

На протяжении долгих лет в Российской Федерации проблема коррупции представляет собой угрозу национальной безопасности, препятствует развитию разнообразных политических институтов и обществ. Данный нелегальный «бизнес» приобрёл в деятельности органов государственной власти и управления глобальный, необъятный характер. Более того, коррупция отрицательно сказывается на развитии экономики, финансовой системы и инфраструктуры российского общества как такового. Необходимо отметить и тот факт, что наличие данной проблемы негативно отражается на возможностях реализации граждан своих законных прав, отмеченных в конституции нашей страны, в сфере образования, здравоохранения, имущественных и иных отношений. Все вышеперечисленные, и ряд смежных проблем преследуют собой последствия коррупции, что указывает на необходимость формирования государством эффективных механизмов антикоррупционной политики.

Проблема коррупции в России имеет многовековую историю. Данный аспект повлиял на развитие морально — идеологических устоев в обществе, вследствие чего у населения выработалась особая привычка: терпимость всех основных слоев населения к коррупции, формирование и снисходительное отношение к данному явлению. Коррупция приобрела в России системный характер. Рассматривая статистические оценки коррупции в России, можно отметить, что они настолько условны, что не несут точную информацию о действительном состоянии данного явления в стране.

Однако следует заметить, что коррупция — явление достаточно сложное, обладающее высокой степенью латентности, что, в свою очередь, и оправдывает факт затруднительного выявления правонарушений. Взяточничество относится к яркому примеру нарушения, имеющего небольшой риск возможного разоблачения коррупционных элементов, ведь в данных действиях нет лиц, заинтересованных в истине и последующем наказании виновных. Поэтому также и отсутствуют действенные меры, применяемые к правонарушителям. Оценивая данные факты, можно сделать вывод, что в ближайшее время не будет наблюдаться тенденции роста фиксируемых коррупционных правонарушений.

Отметим, что в 1999 г. в России было зарегистрировано более 20 000 коррупционных преступлений в государственной и негосударственной сферах. В их числе: 6871 факт взяточничества и 1236 фактов коммерческого подкупа. По данным В.Н. Лопатина, общее количество зарегистрированных коррупционных преступлений (по 19 составам) в том же году составило 25211 (или менее 1 % от общего объема зарегистрированных преступлении), а по данным В.К. Максимова и Ю.Г. Наумова (по 11 составам) 72804 преступления (или 2,4 % от общего объема зарегистрированных преступлений). Соответственно в 2005 г. объем коррупционной преступности, рассчитанный по методике В.Н. Лопатина, едва превысил 31000 преступлений, а тот же показатель, рассчитанный по методике В.К. Максимова и Ю.Г. Наумова — 106700 преступлений.

Существующая связь между коррупцией и другими формами преступности в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств, приносит колоссальный ущерб нашей стране. Например, за 2012 год потеря денежных средств составила 21 миллиард рублей. Внушающие различия в статистической оценке регистрируемой коррупционной преступности в России убеждают в том, что нормативное закрепление перечня коррупционных преступлений является первым и совершенно необходимым условием для организации борьбы с коррупционной преступностью. Отсутствие такого перечня позволяет заинтересованным административным и политическим структурам произвольно манипулировать не только общественным мнением, но и бюджетными ресурсами для целей борьбы с коррупцией.

В настоящее время выделяют несколько способов борьбы с коррупцией:

1) предупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства;

2) персональная ответственность для глав регионов и органов исполнительной власти за невыполнение антикоррупционных норм (данная мера, по словам члена экспертного совета при правительстве и рабочей группы по противодействию коррупции Сергея Стрельникова, наряду с другими войдет в новый национальный план по противодействию коррупции на ближайшие два года);

3) следование положениям федеральных законов о коррупции, конвенций (например, «конвенция ООН против коррупции», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года), общественных комиссий («Общественная комиссия по борьбе с коррупцией», учрежденная физическими лицами 14 мая 2004 года) и другим законодательным актам.

Пристальное внимание должно уделяться модели борьбы с коррупцией, в рамках которой проводится антикоррупционная политика. Ранее для нашей страны были характерны две модели: авторитарная и либеральная. По мнению А. Бинецкого, авторитарная модель предполагает выборочную реализацию уголовной ответственности должностных лиц, так как выход должностного лица на определенный уровень властных полномочий фактически означает для него правовой иммунитет. Либеральная модель характеризуется безнаказанностью, безответственностью, в основном складывается в период революционных потрясений.[1] Такая модель борьбы с коррупцией существовала в первые годы становления современной России (1992–1998). Итак, не одна из представленных моделей противодействия коррупции не является совершенной.

Следовательно, для Российской Федерации, ведущей активную борьбу с коррупцией, единство верной моделью будет та, которая отразит на себе все специфические характеристики страны, способная действительно функционировать на практике.

Уделим внимание ещё одной немаловажной детали — деятельности государственных служащих. Как известно, на основании Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» госслужащие обязаны декларировать доходы, но не отчитываться в своих расходах. Кроме того, не ведётся никаких проверок прокуратурой, Следственным комитетом, комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликтов интересов по выявлению происхождения огромных состояний отдельно взятых чиновников и их родственников. Более того, Указом Президента РФ от 01 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», узаконен отказ государственного служащего по «объективным причинам» представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Какие причины могут считаться объективными, в документе не указываются, и устанавливать эти причины предстоит членам комиссии по урегулированию конфликтов интересов в закрытом режиме. Следовательно, дабы повысить ответственность государственных служащих, В.В. Овечко предлагает включить в Конституцию Российской Федерации главу «Государственная служба», в которой можно закрепить антикоррупционные основы этого вида деятельности, в частности, исключение любых личных и иных финансовых интересов, препятствующих добросовестному выполнению долга [2]. Кроме того, можно прибегнуть к опыту зарубежных стран. Так, в Сингапуре и США особое внимание уделяется этике поведения государственных служащих, проводится конкурсный отбор на государственные должности, функционирует система серьезных мер уголовного наказания за коррупционные деяния, а также применяются санкции за отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Наряду с этим, государствами обеспечена независимость СМИ и судебной системы. Отметим как положительную тенденцию то, что некоторый опыт данных стран используется и в России, например, ограничение деловой активности бывших государственных служащих в течение двух лет после их ухода в отставку.
Таким образом, совершенствование деятельности по борьбе с коррупцией следует связывать с комплексным осуществлением правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции. Следует также помнить, что методы и инструменты антикоррупционной политики государства должны быть направлены не только на предотвращение и искоренение существующих коррупционных процессов, но и на выявление и предотвращение потенциальных или вновь создаваемых форм и методов коррупционных проявлений. Для достижения провозглашенных целей необходимо создание принципиально новых, мобильных и эффективных в своей деятельности институтов борьбы с коррупцией, чья деятельность была бы основана на соблюдении принципов систематизированной антикоррупционной политики государства.

Список использованной литературы:

  1. Бинецкий А. Э. Коррупция [Текст] / А. Э. Бинецкий. Москва, 2005. — С.34.
  2. Овечко В. В. Меры противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации [Текст] / В. В. Овечко // Военно-юридический журнал — 2011. -№ 9-С.17—18.
  3. Ахъядов Э. С. Коррупция: практика борьбы в России и в Чеченской Республике в частности // Молодой ученый. — 2016. —  8. — С. 709-711.
  4. Черкашина Е. А. Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы [Текст] // Право: современные тенденции: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 77-80.
  5. М.В. Шедий. КОРРУПЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ [Электронный ресурс] // «Научная библиотека КиберЛенинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-sovremennoy-rossii-problemy-protivodeystviya
  6. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции.
  7. Lenta.ru [Интернет-портал]. URL: https://lenta.ru/news/2016/01/27/corruption/
  8. [Интернет-портал]. URL: http://transparency.org.ru/smi-o-nas/ugett-label-ni-odna-strana-v-mire-ne-obladaet-immunitetom-ot-korruptcii