Евразийский
научный
журнал

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности детей с задержкой психического развития.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хапренков Игорь Игоревич
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 3906
Показать PDF версию Коррекционная программа по снижению уровня тревожности детей с задержкой психического развития.

Хапренков Игорь Игоревич
студент, ТГПУ им Л.Н.Толстого,
г. Тула
E-mail: avr.85@mail.ru

На сегодняшний день существуют разнообразные коррекционно-развивающие программы, целью которых является cоздание условий для преодоления страхов и снятия тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В таблице дан анализ таких программ, используемых психологами и воспитателями в своей работе.

Таблица

Программа коррекционно-развивающей направленности

1.Программа социально- психологической коррекционно- развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР (автор Ирина Ярушина) Старшие дошкольники, 30 минут, 20 занятий (разделены на 5 блоков) Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций. Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия. Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей. Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы. Блок 5. снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения. Осн. цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Задачи по блокам: 1. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации. 2. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение. 3. Коррекция поведения с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции. 4. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления. 5. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.
2. «Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» (автор Е.А. Алябьева) Эмоционально — волевая, нравственная, коммуникативная сферы. (логопедические группы, старшие дошкольники с ЗПР) Цикл занятий: Старшая группа (5-6 лет), 27 занятий, Подготовительная группа (6-7 лет), 18 занятий, 25-30 минут. Профилактика и коррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности. Основные задачи: 1. Успешная адаптация детей в новой группе; 2.Формирование представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире; 3. Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций; 4. Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с т. зрения эталонов и образцов, представленных в культуре; 5.Развить умение чувствовать и понимать другого; 6. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе; 7. Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого; 8. Способствовать развитию творческих способностей воображения, индивидуальному самовыражению детей; 9. Развивать любознательность, наблюдательность; 10. Способствовать сплочению детского коллектива.
3. «Погружение в сказку» (автор Н. Погосова) Коррекционно- развивающая программа для детей, имеющих проблемы эмоциональной стабильностью, с ЗПР Цикл занятий (на основе сказочного сюжета), 5-7 лет, 26 занятий, 25-30 минут Осн. цель: Развитие и гармонизация личности. 1. Развитие произвольного внимания, самоконтроля; 2. Развитие понимания чувств и эмоций (эмпатии), эмоциональной выразительности; 3. Овладение выразительными средствами общения, развитие коммуникативных навыков; 4. Повышение уверенности в себе; 5. Преодоление эмоциональной нестабильности; 6. Развитие моторики, координации движений, 7. Снятие психо-эмоционального напряжения, телесное осознание.
4.«Сказочная шкатулка» (автор Л.М. Костина) Коррекция тревожности методом директивной игровой терапии Старшие дошкольники с ЗПР, 10 занятий, индивидуально и в группе. 3 цикла. Осн. цель: снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения. 1 цикл: закрепление за ребенком позиции управляющего, режиссера; обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу; обучение самостоятельно владеть ролью, образом. 2 цикл: снижение тревожности через закрепление умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ. 3 цикл: создание внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений.

В данной курсовой работе будет предложена коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов и снятия тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, автором которой является педагог-психолог Е.М. Бартенева[1].

1. Цель — cоздание условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

2. Задачи:

1. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания у детей 5 — 7 лет.

2. Обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания.

3. Обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР адекватной психологической защите.

3. Возраст детей: 5-7 лет.

4. Форма проведения: групповая.

5. Структура занятия:

Ритуал приветствия — 2 минуты.

Разминка — 10 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут.

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания — 2 минуты.

6. Продолжительность программы: 10 часов.

7. Продолжительность занятий: 30 минут 2 раза в неделю.

Занятия проводятся в тренинговом режиме. В них используются этюды, сказки, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры.

Таким образом, представленная коррекционно-развивающая программа педагога-психолога Е.М. Бартеневой будет способствовать своевременному cозданию условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Список литературы:

  1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Academa, 2011. — С. 83-98.