Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Локтионова Анна Сергеевна
студент Курского государственного университет
E-mail: anya.loktionova.15@mail.ru
В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам развития культуры и общества, его социальной структуры. Историко-культурный стандарт, разработанный Российским историческим обществом по поручению Президента РФ В.В. Путина, подчеркивает особую важность историко-культурологического подхода, который формирует способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
В связи с изменением системы исторических взглядов значительно меняется вся структура исторического знания. Пристальное внимание отдается вопросам воспитания человека в рамках культурного русла. И как следствие, возникновение новоявленных мнений и взглядов, несущих повышенный интерес к культуре, обуславливают появление ранее неизвестных историко-педагогической науке подходов, не нашедших своего отражения в школьных учебниках. Возникает необходимость формирования единой концепции преподавания проблемных вопросов истории культуры в школьном курсе истории.
Изучение культурологического содержания школьного курса истории является традиционно сложным как для учителя, так и для учащихся. Это связано с рядом проблем, например, отсутствием четкого подхода к изучению вопросов культуры в рамках школьного курса истории. В большинстве школьных учебников господствует персоналистский подход к изучению культуры, который дает широкий обзор имен известных деятелей культуры и их достижений. Несомненно, владеть информацией об именах и крупнейших открытиях в области культуры необходимо, но когда это превращается в основной способ организации учебного процесса, то усвоение столь громадного материала ребенком в данной форме попросту невозможно. Причем отсутствует связь художника или писателя с обществом, что не способствует эффективному усвоению предмета в целом [1].
Самым непростым способом изучения культуры является ценностный подход, основанный на постижении в доступном ключе философской основы культурно-исторического содержания. Также стоит отметить и искусствоведческий подход, ориентированный на сущностный анализ культурных продуктов, который считается менее предпочтительным при изучении истории. По мнению Ю. С. Рябцева задача историка состоит не в том, чтобы познакомить учащихся, например, со «Словом о полку Игореве», ведь гораздо квалифицированнее это сделает филолог [2].
Созвучным современным педагогическим идеям способом изучения вопросов культуры является диалогический подход, основанный на идеях М.М. Бахтина о внутреннем диалоге человека [3]. При создании произведений культуры творец вступает в диалог с Богом, мирозданием, другими людьми, обществом, традициями. Диалог для ученика становится основным способом познания культуры и организующим ядром содержания изучаемого материала. Такой способ позволяет формировать у детей диалогическое сознание, свободное от монокультурного восприятия действительности, а также разнообразные коммуникативные умения.
Весьма приемлемым способом изучения культуры в школьных курсах истории является личностно-ориентированный подход. Он направлен на индивидуальное усвоение учеником явлений культуры, включая и деятельность ученика, личный опыт и эмоционально-ценностное отношение школьника к произведениям культуры.
В последние годы набирает силу проектный подход. Учебный проект для ученика — способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать достигнутый результат. Данный способ применим и к изучению повседневной культуры общества, так как позволяет реконструировать на исторической основе проявления бытовой культуры.
Наиболее продуктивным подходом к изучению вопросов культуры в преподавании истории является интегрированный подход, основанный на синтетическом рассмотрении всех сфер функционирования жизни общества и преодолении изолированного рассмотрения культурно-исторического материала. Реализация данного подхода может быть осуществлена путем «вживления» материала по культуре в ткань исторических событий, социально-экономического и политического развития общества как неотъемлемой составной его части [4].
Проблема изучения культуры в школьных курсах истории не может быть решена путем следования персоналистскому подходу, который положен в основу учебной литературы. Для продуктивного изучения исторического материала целесообразно применять интегрированный подход, предполагающий включение культурно-исторических сюжетов в общий контекст изучения предмета.
Библиографический список