Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Любавина Ирина Владимировна
Преподаватель
Московского колледжа транспорта
ФГАОУ ВО « Российского университета транспорта»
Аннотация. Экономика любого государства зависит от степени развития транспортной деятельности. Договоры перевозки стали повседневным событием в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Учитывая обзор судебной практики и современного транспортного законодательства, правовая природа договоров перевозок грузов является неоднозначной. Это поясняется и недостатком единой точки зрения по вопросу его правовой характеристики среди экспертов области транспортного права.
Ключевые слова: транспортные обязательства, перевозка, договор перевозки, перевозчик, груз, пассажир.
Транспорт в любой стране является одной из важнейших отраслей экономики, которая обеспечивает эффективность ее развития не только в целом, но и отдельных ее регионов. С помощью транспорта осуществляются перевозки грузов, пассажиров и багажа. Транспортная деятельность является видом предпринимательской деятельности.
Перевозка — вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров. Отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. В соответствии с п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Смысл, вложенный федеральным законодателем в данное положение, как предполагается, сводится к выделению основания возникновения обязательств по перевозки, не иначе как вследствие заключенного гражданско-правого договора, что исключает необходимость конкретизации данного обязательства дополнительными юридическими фактами.
Транспортное обязательство определяется в литературе как обязательство, в силу которого одно лицо — перевозчик обязуется совершить в пользу другого лица — грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа — определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо — оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.
Транспортные обязательства получают правовое оформление в виде транспортных договоров, традиционно подразделяющихся на следующие виды:
— договор перевозки грузов;
— договор перевозки пассажиров ;
— договор перевозки багажа;
— договор фрахта.
Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.
В дореволюционном законодательстве ( до 1917 года) договор перевозки не имел самостоятельного значения. Согласно с. 1738 Свода Законов Российской империи 1914года предметом подряда может быть перевозка людей и тяжестей сухим путем и водою. Однако в этот период разработчики проекта Гражданского Уложения предложили разграничить подряд и перевозку, посвятив последней отдельную главу. К сожалению, Гражданское Уложение так и не было принято. Не нашел своего отражения договор перевозки и Гражданском кодексе РСФСР 1922г. Лишь в Гражданском кодексе РСФСР 1964. (далее — ГК РСФСР 1964 г.). перевозка была выделена в отдельную главу. Например, в период существования СССР договор перевозки грузов государственных, кооперативных и иных общественных организаций, заключался на основании плана перевозок, обязательного для обеих сторон, на что прямо указывала ст. 373 ГК РСФСР 1964 г .
Определив в п. 1 ст. 784 ГК РФ договор перевозки, как родовое понятие, законодатель, однако не формулирует общее определение данного договора. Это, по мнению некоторых авторов, по-видимому, связывается с отсутствием практической необходимости, поскольку в реальной жизни договор перевозки всегда представлен одним из двух своих видов — договором перевозки грузов или договором перевозки пассажиров. Вместе с тем, не исключают возможности предложить доктринальное определение договора перевозки, как родового понятия, под которым понимается такой договор, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется предоставить груз либо пассажира и его багаж в пункт назначения и выдать груз, либо багаж управомоченному на его получение лицу, а другая сторона (отправитель или пассажир) обязуется уплатить провозную плат .
Правовая природа рассматриваемой договорной конструкции, по своим квалифицирующим признакам, сходна с конструкцией договора подряда, что обуславливается выделением его в свое время из договора подряда в самостоятельный договорный тип. Сходство перевозки с подрядом наблюдается в ярко выраженной направленности на достижение оговоренного сторонами результата — доставки груза в определенное место, то есть перемещение его из одной точки пространства в другое, что отодвигает сам процесс перевозки материального блага или пассажира на второй план. Противоположную точку зрения высказал О.С. Иоффе, который в частности указывал, что одной из особенностей транспорта состоит в том, что производственный процесс здесь совпадает во времени с процессом потребления произведенной продукции, в качестве которой выступает перевозка. Вместе с тем, все же представляется традиционным считать, что интерес грузоотправителя заключается в потреблении не самого процесса перевозки, а его результата — доставки в согласованный пункт назначения. Выделение перевозки из договорной конструкции подряда, было связано, прежде всего, самой спецификой возникающих при этом отношений — перемещение грузов в пространстве посредством транспортных средств. Особенности перевозки, обусловленные использованием транспортных средств настолько существенны, что исключают эффективное регулирование возникающих при этом отношений только лишь с помощью общих положений о подряде. По мере появления новых видов транспорта, развития транспортных технологий, а также роста потребностей общества в перевозках соответственно увеличило количество норм, отражающих данную специфику, что и привело в итоге к образованию нового самостоятельного правового института — договора перевозки. Характерной особенностью гражданско-правового регулирования перевозочных отношений является ярко выраженная множественность его правовых источников. Закрепленные в гл. 40 ГК РФ нормы регламентируют лишь общие правила перевозки на территории РФ и в целом носят бланкетный и дефинитивный характер, отдавая предпочтение правовой регламентации данного института специальному законодательству, наиболее полно отражающему видовые особенности перевозки в зависимости от используемого вида транспорта. Детальная регламентация условий перевозки обеспечивается многочисленными транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Предпринятый законодателем, данный юридико-технический прием объясняется следующими соображениями: стремлением учесть значительные технологические и правовые особенности перевозок, осуществляемых различными видами транспорта; необходимостью обеспечить комплексное правовое регулирование деятельности каждого из них. Помимо федерального законодательства правовая регламентация перевозочных отношений представлена подзаконными нормативными актами Правительства РФ, источниками правового регулирования отношений по перевозке, закрепленных в общепризнанных принципах и нормах международного права, и международных договорах РФ. Согласно легальному определению договора перевозки грузов, данному в п. 1 ст. 785 ГК РФ, под ним понимается соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Таким образом, данное определение наглядно показывает, что договор перевозки грузов является возмездным и взаимным. Это реальный договор: он считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке (исключение составляет договор морской перевозки — фрахтование (чартер), являющийся консенсуальным). Перевозка грузов транспортом общего пользования подразумевает, что договор является публичным. Действующее законодательство предусматривает и консенсуальную модель договора перевозки груза, которая в этом плане выглядит наиболее цельной, поскольку включает в себя предшествующие перевозке отношения, не свойственные для реального договора. Свидетельством данной возможности являются некоторые положения транспортных уставов и кодексов.
Источники регулирования отношений, возникающих при перевозке, многочисленны и разнообразны. Основные акты : Гражданский кодекс РФ ( глава 40), Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001г № 24-ФЗ ( КВВТ РФ), Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ ( КТМ РФ), Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997г.№ 60-ФЗ ( ВК РФ), Федеральный закон " Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007г № 259-ФЗ (УАТ РФ), Федеральный закон " Устав железнодорожного транспорта РФ" от 10.01.2003г. № 18-ФЗ ( УЖТ).
Кроме того, условия перевозки определяются и иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Многие транспортные компании для обеспечения финансовой устойчивости используют диверсификацию — расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции и выполняемых услуг. Технические требования предусматривают, что компания должна иметь современный специализированный подвижной состав, а также погрузочно-разгрузочное оборудование и приспособления. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ должно осуществляться с учетом действующих нормативов. Подводя итоги исследованию, проведенному в рамках данной статьи, следует указать, основанием для последующего заключения договора перевозки груза выступает заявка грузоотправителя (договор на перевозку конкретной партии товара, имеющий разовый характер). Однако в отдельных случаях, когда у грузоотправителя возникает необходимость в долгосрочных отношениях с перевозчиком данным основанием уже выступает договор об организации перевозок.. Основной обязанностью перевозчика, наряду с доставкой товара в обусловленное место, является обеспечение сохранности вверенного ему для транспортировки груза, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой, последний несет имущественную ответственность в виде выплаты штрафных санкций и возмещения стоимости имущества, которое утрачено либо повреждено. При этом, в данном случае в полной мере действует характерная для гражданско-правовой ответственности презумпция вины перевозчика в повреждении вверенного ему груза, пока им не будет доказано обратное, что наглядно продемонстрировано в использованных материалах судебной практики.
Список использованных источников
1 Гражданский кодекс РФ часть 2 от 26 января 1996 г. №
2 Гражданское право: учебник: в 3 т. Т.2 / под общ. ред. С.А. Степанова.-М.:Проспект,2012. 712с.
3 Иоффе О.С. Избранные труды: в 4 т. СПб., 2004. Т. III: Обязательственное право.
4 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., утвержденный Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 г. (утратил силу).