Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Конституционный контроль

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Абдулхаликова Виктория Азизовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 4352
Показать PDF версию Конституционный контроль

Абдулхаликова Виктория Азизовна
магистрант
E-mail: vika.ab00@mail.ru

По мнению М. Б. Смоленского, конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений[1].

В литературе часто конституционный контроль связывают с деятельностью судебных органов власти.

Мировой теорией разработаны две модели конституционного контроля (а точнее судебного конституционного контроля): американская и европейская (диффузная и концентрированная соответственно).

Диффузная модель судебного конституционного контроля возникла в странах англосаксонской правовой семьи. Основной особенностью рассматриваемой модели является то, что конституционный контроль не выделяется из системы общего правосудия и осуществляется судами общей юрисдикции в процессе конкретного спора о праве[2].

В рамках диффузной модели судебного контроля выделяют две системы контроля. Первая — децентрализованная, при которой конституционный контроль осуществляет вся судебная система. Вторая система — централизованная, при ней контроль осуществляется только высшими органами государственной власти.

Второй моделью судебного конституционного контроля стала концентрированная (европейская) модель судебного конституционного контроля, характеризующаяся организационной и юрисдикционной самостоятельностью. При этой модели орган конституционного правосудия уполномочен рассматривать исключительно конституционно-правовые дела.

В литературе можно встретить мнение, в соответствии с которым Россия пошла по пути создания концентрированной системы конституционного контроля, отличительной чертой которой является создание специализированного органа конституционного контроля в виде Конституционного Суда Российской Федерации[3].

Конституционный контроль как система не ограничивается только рамками судебного контроля. Нужно иметь в виду также роль законодательной и исполнительной властей в осуществлении политического конституционного контроля. В некоторых государствах судебный конституционный контроль отсутствует. Его осуществляют либо сам парламент, либо квазисудебный орган. В большинстве европейских государств данное учреждение (конституционные суд, трибунал, совет и т.п.) не является частью судебной системы и не упоминается в главе Конституции, регулирующей положения о судебной власти.

Орган централизованного конституционного контроля является частью судебной системы в следующих случаях:

— Конституция страны возлагает его особую функцию на Высший суд системы общих судов (например, на Кипре они принадлежат Верховному Суду);

— Конституция упоминает указанный орган в числе судов, входящих в состав судебной системы (например, ФРГ, Грузия, Польша, Россия, Словакия, Чехия).

Независимо от того, является ли Конституционный Суд частью судебной системы или представляет собой отдельный орган, — это высший орган, на который возложена особая задача — обеспечение верховенства Конституции и полномочное толкование этого основополагающего стандарта. В этом смысле данный Суд всегда имеет относительное верховенство в иерархии судебных органов.

Внешний конституционный контроль проводится вне органа, вырабатывающего правовой акт, то есть специальными органами, чаще всего, судебными. Внешний контроль в большинстве случаев — последующий, осуществляемый после вступления акта в силу, однако может быть и предварительным (например, во Франции или в Республике РФ Северная Осетия — по обращениям граждан).

Таким образом, в целом Россия придерживается европейской модели конституционного контроля (создание специализированных судебных органов, наделенных соответствующей компетенцией — Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации), но с учетом того, что вопросы конституционности нормативных правовых актов в отдельных случаях вынужденно решаются судами, относящимися к другим ветвям судебной власти, сегодня Россию все еще нельзя причислить к государству, полностью реализовавшему идею концентрированной модели судебного конституционного контроля.

Список использованной литературы

  1. Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право России: учеб. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — С. 329.
  2. Харитонова Н. Н. Перспективы эволюции конституционного контроля: зарубежная и отечественная практика // Право и политика. — 2005. —  11. — С. 35.
  3. Харитонова Н. Н. Указ. соч. С. 34; Ломовцева М. Л. Некоторые проблемы организации и деятельности органов конституционного судебного контроля в Российской Федерации // Вестник Уставного суда Свердловской области. — 2006. —  1(8). — С. 139.