Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Абдулхаликова Виктория Азизовна
магистрант
E-mail: vika.ab00@mail.ru
По мнению М. Б. Смоленского, конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений[1].
В литературе часто конституционный контроль связывают с деятельностью судебных органов власти.
Мировой теорией разработаны две модели конституционного контроля (а точнее судебного конституционного контроля): американская и европейская (диффузная и концентрированная соответственно).
Диффузная модель судебного конституционного контроля возникла в странах англосаксонской правовой семьи. Основной особенностью рассматриваемой модели является то, что конституционный контроль не выделяется из системы общего правосудия и осуществляется судами общей юрисдикции в процессе конкретного спора о праве[2].
В рамках диффузной модели судебного контроля выделяют две системы контроля. Первая — децентрализованная, при которой конституционный контроль осуществляет вся судебная система. Вторая система — централизованная, при ней контроль осуществляется только высшими органами государственной власти.
Второй моделью судебного конституционного контроля стала концентрированная (европейская) модель судебного конституционного контроля, характеризующаяся организационной и юрисдикционной самостоятельностью. При этой модели орган конституционного правосудия уполномочен рассматривать исключительно конституционно-правовые дела.
В литературе можно встретить мнение, в соответствии с которым Россия пошла по пути создания концентрированной системы конституционного контроля, отличительной чертой которой является создание специализированного органа конституционного контроля в виде Конституционного Суда Российской Федерации[3].
Конституционный контроль как система не ограничивается только рамками судебного контроля. Нужно иметь в виду также роль законодательной и исполнительной властей в осуществлении политического конституционного контроля. В некоторых государствах судебный конституционный контроль отсутствует. Его осуществляют либо сам парламент, либо квазисудебный орган. В большинстве европейских государств данное учреждение (конституционные суд, трибунал, совет и т.п.) не является частью судебной системы и не упоминается в главе Конституции, регулирующей положения о судебной власти.
Орган централизованного конституционного контроля является частью судебной системы в следующих случаях:
— Конституция страны возлагает его особую функцию на Высший суд системы общих судов (например, на Кипре они принадлежат Верховному Суду);
— Конституция упоминает указанный орган в числе судов, входящих в состав судебной системы (например, ФРГ, Грузия, Польша, Россия, Словакия, Чехия).
Независимо от того, является ли Конституционный Суд частью судебной системы или представляет собой отдельный орган, — это высший орган, на который возложена особая задача — обеспечение верховенства Конституции и полномочное толкование этого основополагающего стандарта. В этом смысле данный Суд всегда имеет относительное верховенство в иерархии судебных органов.
Внешний конституционный контроль проводится вне органа, вырабатывающего правовой акт, то есть специальными органами, чаще всего, судебными. Внешний контроль в большинстве случаев — последующий, осуществляемый после вступления акта в силу, однако может быть и предварительным (например, во Франции или в Республике РФ Северная Осетия — по обращениям граждан).
Таким образом, в целом Россия придерживается европейской модели конституционного контроля (создание специализированных судебных органов, наделенных соответствующей компетенцией — Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации), но с учетом того, что вопросы конституционности нормативных правовых актов в отдельных случаях вынужденно решаются судами, относящимися к другим ветвям судебной власти, сегодня Россию все еще нельзя причислить к государству, полностью реализовавшему идею концентрированной модели судебного конституционного контроля.
Список использованной литературы