Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Абдулхаликова Виктория Азизовна
E-mail: vika.ab00@mail.ru
В демократическом государстве, конституционный контроль играет важную роль в защите прав и свобод человека и гражданина, благодаря, его эффективному функционированию, обеспечивается режим конституционной законности на всей территории государства.
По мнению Н. В. Витрука и М. Б. Смоленского, "конституционный контроль — есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений" [1].
В теории государства и права конституционный контроль рассматривается как самостоятельная гарантия правовой защиты, хотя и производная в своем генетическом аспекте от гарантий судебного контроля. Сказанное обусловлено как утверждением конституционного судопроизводства в качестве самостоятельного вида судопроизводства, так и его спецификой [2].
Функция защиты прав и свобод осуществляется органами конституционной юрисдикции путем использования трех основных форм их деятельности: посредством абстрактного, конкретного и индивидуального контроля, за соответствием конституции и закрепленным в ней правам и свободам человека и гражданина законов и иных нормативных актов, а также судебных и административных решений. [3]
Абстрактный контроль предусматривает возможность подачи в конституционный суд запроса о конституционности принятых законов и других нормативных актов независимо от их применения в конкретных правоотношениях.
Цель этого вида контроля — соблюдение законодателем конституции и ее положений, регулирующих права и свободы человека в процессе принятия нормативно-правовых актов.
Зачем же нужен такой контроль? В порядке абстрактного контроля конституционный суд устраняет законодательные нарушения прав и свобод человека. Такой контроль используется в основном в странах континентального права (Австрия, Германия, Италия, Испания, Португалия и др.).
Конкретный контроль, иногда именуемый инцидентным, предусматривает, что вопрос о конституционности подлежащего применению закона ставится, рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством.
Конкретный контроль осуществляется путем проверки конституционности законов по запросам судов общей юрисдикции, а также специализированных судов. Эта форма расширяет возможности защиты прав и свобод граждан, поскольку подключается широкий круг правоприменительных органов — судов.
Условием и основанием таких запросов являются возникшие в процессе разбирательства конкретного дела сомнения относительно того, соответствует ли конституции примененный или подлежащий применению закон.
Если у суда возникают сомнения относительно конституционности подлежащего применению закона, он приостанавливает слушание дела и направляет запрос в конституционный суд. При этом в Австрии и Италии суду достаточно выразить сомнение — и запрос может быть направлен в Конституционный суд; в Германии для этого судья должен быть убежден в неконституционности применяемого закона.
Важное место в системе конституционного правосудия занимает институт индивидуальной жалобы, открывающий человеку и гражданину прямой доступ в органы конституционного контроля. Объектом жалобы может быть любой акт публичной власти — законодательной, исполнительной (действие или даже бездействие), а также судебной, если таким актом, по мнению индивида, нарушаются его права.
Если рассмотреть статистику обращения в Конституционный суд РФ с 2012 г по 2016 г, то будет такой результат: всего обращений было подано 64473 из них 64295 это обращения от граждан [4]. Это ярко показывает, что граждане часто обращаются в Конституционный суд по нарушенным правам и конституционная жалоба популярный метод защиты в России.
Список используемой литературы