Евразийский
научный
журнал

Конституционные принципы обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): 
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 3002
Показать PDF версию Конституционные принципы обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации

Меджидова А.М.
Старший преподаватель,
кафедра общепрофессиональных дисциплин,
Юридический колледж при Юридическом институте
Дагестанского государственного университета
E-mail: apolski@mail.ru

Аннотация

В статье исследуются конституционные принципы обеспечения экономического суверенитета российской федерации.

Ключевые слова: конституционные принципы, экономический суверенитет государства.

Keywords: constitutional principles, the economic sovereignty of the state.

В соответствии с Конституцией нашей страны, суверенитет государства является неотъемлемой частью основ конституционного строя. Все структуры государственной власти, все элементы системы общества должны осуществлять свою деятельность в обеспечение реализации этой основы.

Проанализировав Конституцию нашей страны, мы попытались охарактеризовать основные принципы экономического суверенитета государства. На наш взгляд, к ним можно отнести следующие:

• принцип права денежной эмиссии

• принцип единства экономического пространства

• принцип свободного перемещения товаров и услуг

• принцип единой валюты на территории РФ

• принцип единой системы налогов и сборов и другие.

С помощью методов, принятых и использующихся в юридической науке[5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17], рассмотрим каждый из них. Право чеканить монету (jura cudendae monetae — лат.) издавна узурпировалось власть имущими. Следует, правда, отметить, что с самого начала данное право не обладало явной персонификацией, так как довольно распространенным было такое положение дел, когда на территории того либо другого государства бытовало несколько независимо действующих эмиссионных центров [3, 32].

Только приблизительно к XVII в. решительно прижилось единоличное право государей на денежную эмиссию в виде королевской монетной регалии, что сопровождалось процессом постепенной централизации монетного дела. С этого времени деньги становятся неотъемлемым атрибутом государственной власти. Начиная с периода новой истории, а затем уже и в новейшее время право денежной эмиссии стало абсолютно относиться к государствам как единым носителям независимости в рамках их территорий. Так, профессор Л.А. Лунц в свое время по этому поводу отмечал, что «одним из существенных начал публичного права всех стран является суверенитет государства в сфере денежного обращения. Правительство все время использует исключительное право чеканить монеты, изготовление государственных бумажных денежных знаков и на выпуск тех и других в обращение [4, 47]. Свойственное государству верховенство власти на своей территории и самостоятельность в международных связях являются основными признаками государственного суверенитета как обусловленного правового состояния. На этот счет можно отнести и справедливое суждение М.В. Карасевой, которая полагает, что «все суверенные права государства имеют материальные формы реализации и в этом смысле являются манифестацией государственного суверенитета. В связи с этим эмиссия наличных денег и признание именно их законным средством наличного платежа имеют и непосредственно политико-правовое значение». Непосредственно право эмиссии в нашей стране закреплено исключительно за Центральным банком России.

Конституция РФ в ч. 1 ст. 8 гарантирует целостность экономического пространства, свободное передвижение товаров, услуг и финансовых средств, помощь конкуренции и свободу экономической деятельности. Эта конституционное выражение охватывает такие важнейшие составляющие:

— в России введен распорядок целостного экономического пространства, на всем протяжении которого используются единые правила хозяйственного оборота и деятельности. На территории РФ обеспечивается целостность правового регулирования гражданских связей, используются неделимые стандарты;

— РФ в лице своих органов государственной власти должна обеспечивать эту целостность и не пускать введения на территории своих субъектов каких-нибудь механизмов, которые ведут к срыву принципа единства правового пространства;

— при нарушении принципа единства экономического пространства государственная власть должна возобновить данную целостность и не допускать срыва принципов экономического оборота на своей территории.

Обеспечение целостности экономического пространства возможно лишь при функционировании целостной денежно-кредитной и банковской систем. Неотъемлемым элементом этих систем является ЦБ РФ, который формирует целостную централизованную систему с вертикальной структурой управления (ст. 75 Конституции РФ).

Принцип единства системы налогов и сборов сначала был зафиксирован в Постановлении КС РФ. Согласно с абз. 4 п. 4 Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П, подобная унификация нужна для достижения равновесия между правом субъектов Федерации вводить налоги, с одной стороны, и соблюдением важнейших прав человека и гражданина, которые закреплены в ст. ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа целостности экономического пространства — с другой [2]. Итак, зафиксированный НК РФ перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а, следовательно, полный характер.

Принцип единства системы налогов и сборов следует из объявленного Конституцией РФ принципа единства экономического пространства России (ст. 8), по которому не допускают введение налогов, которые нарушают целостное экономическое пространство государства. Конституция определяет, что на территории РФ не разрешается определение таможенных границ, пошлин, сборов и каких-нибудь других помех для свободного передвижения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74). Ограничения вводятся согласно федеральным законам, если данное нужно для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Согласно п. 4 ст. 3 НК РФ «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций».

КС РФ, указывая на недопустимость определения нарушающих целостность экономического пространства РФ налогов, ввел запрет на введение региональных налогов, которое непосредственно либо косвенно ограничивает свободное переведение товаров, услуг, финансовых средств в рамках целостного экономического пространства, а также воспрещение на введение региональных налогов, которое разрешает создавать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов иных территорий или передвигать оплату налогов на налогоплательщиков иных регионов.

Что касается единой валюты на территории страны, то данный принцип также находит свое закрепление в Конституции РФ, в ст.75 которой говорится: «В РФ денежной единицей является рубль. Введение иных денег не допускается». Также статья 140 ГК РФ гласит: «Рубль — это законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ» [1].

Итак, конституционные принципы экономического суверенитета — это важнейшие основы, которые регламентируют гарантии и режим его обеспечения.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 (в ред. 15.02.2016) // СПС «Консультант Плюс».
  2. По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П // СПС «Консультант Плюс».
  3. Кучеров И.И. Право денежной эмиссии, и его реализация // Финансовое право. 2015. № 3.
  4. Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. — М. 1999.
  5. Апольский Е.А. Гражданское право и процесс в диссертациях университетов Российской империи // Закон и право. 2006. № 4. С. 45-46.
  6. Апольский Е.А. Дореволюционная диссертационная разработка римского частного права // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 12. С. 85-90.
  7. Апольский Е.А. История учений о гражданском праве в диссертационных исследованиях университетов Российской империи: монография. — Ставрополь, 2007.
  8. Апольский Е.А. Правосознание будущего юриста: актуальные проблемы // В сборнике: Человек в сфере социально-гуманитарного познания Сборник статей региональной научно-практической конференции. 2009. С. 29-32.
  9. Апольский Е.А., Киселев А.К. О новых подходах к обучению полицейских стран Евросоюза и последствиях их применения // Право и образование. 2008. № 6. С. 36-40.
  10. Апольский Е.А., Плешков Е.В. «Декреты» Бурхарда как символ компиляций канонического права X-XI вв. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. № 4. С. 51-56.
  11. Плешков Е.В., Апольский Е.А. Особенности становления и раннего развития канонического права (до V века н.э.) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 4 (8). С. 143-146.
  12. Шуайпова П.Г. Реализация конституционных прав граждан на социальную защиту в Российской Федерации (по материалам Республики Дагестан). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Махачкала, 2005.
  13. Шуайпова П.Г. Правовые гарантии защиты трудовых прав с применением конституционных и международных норм // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 4. С. 125-129.
  14. Шуайпова П.Г., Меджидова А.М. Повышение пенсионного возраста: положительное и отрицательное в намечаемой реформе // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С. 101-104.
  15. Шуайпова П.Г. Институт реабилитации инвалидов в России: законодательное регулирование и развитие // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 3. С. 110-114.
  16. Шуайпова П.Г. Инвалиды в России: правовые проблемы их трудоустройства // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 3. С. 95-99.
  17. Шуайпова П.Г. Конституционные и международно-правовые нормы об основных правах человека // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. № 1. С. 93-98.