Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Борошенко А. Р.
Магистрант
Дальневосточный федеральный университет
E-mail: temchik-08@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы конституционного обеспечения государственного регулирования в Китае. Обосновано, что конституционное обеспечение государственного регулирования экономики способствует поддержанию высоких темпов экономического роста государства.
Ключевые слова: государственное регулирование, конституционное обеспечение, экономика, Китай, государство.
С помощью конституционного обеспечения основ государственного регулирования экономики можно обеспечить системный подход к совершенствованию и применению законодательства. Нормы, касающиеся государственного регулирования экономики, оказались неполными и распыленными по многим законам. Отсутствие четко определенных конституционных принципов не способствует системному законодательному обеспечению и приводит к нестабильности законодательства. А это влечет за собой появление преград на пути экономического развития страны. Кроме того, результаты экономических и правовых реформ последних
В этой статье предлагаем рассмотреть опыт Китайской Народной Республики (далее — КНР), в которой именно государство является центральным субъектом экономических отношений, и потому исполняет сложные задачи развития китайской экономики. Как следствие, руководство страны должно выполнять самые разнообразные функции — создавать условия для стабильного и сбалансированного развития. В таких условиях государство, руководствуясь конституционным обеспечением основ государственного регулирования, упорядочивает экономическое развитие и осуществляет формирование мобильной хозяйственной системы.
Целью статьи является исследование и анализ норм Конституции КНР, которые обеспечивают основы государственного регулирования экономики, и предложения по их совершенствованию.
Главный источник современного права Китая — Конституция КНР, состоящая из преамбулы и четырех глав. В Конституцию 1982 года трижды вносились поправки с целью создания конституционной базы для социалистической рыночной экономики, каждое внесение изменений отражает трансформацию подходов Коммунистической партии Китая (далее — КПК) многих правовых и экономических явлений [4, С. 92].
Руководство КНР четко провело разграничение между политическим и хозяйственным управлением страной и экономикой. К специфике реформирования социалистической системы китайские ученые относят такие особенности, как эволюционность и поэтапность всех экономических преобразований; сохранение сильной политической власти, что дает возможность останавливать процессы развития теневой экономики, социальных потерь и социального расслоения [1, С. 30].
Китайская смешанная экономика не является простым сосуществованием и параллельным развитием государственного и частного хозяйства. В КНР признаются разнообразные формы и негосударственной экономики. Согласно ст. 11 Конституции КНР «личное хозяйство работающих городов и сельских районов является частью социалистической общественной экономики. Также на конституционном уровне закрепляется деятельность частного сектора экономики и предоставляется ему возможность развиваться в пределах определенных законодательством. Все это стимулировало развитие многообразных экономических форм, таких как частное хозяйство, предприятия, сформированные на основе совместного китайского и зарубежного капитала, предприятия, работающие на принципах хозяйственного сотрудничества, организации, сформированные на основе исключительно иностранного капитала, о чем свидетельствует и ст. 18 Конституции КНР [2, С. 215].
Осуществление политики строгой экономии, регулирование затрат, распределение потребления и накопления, забота об интересах коллектива и граждан, а также государственные интересы и улучшение культурного и материального уровня жизни общества на основе расширения производства также относятся к средствам государственного регулирования. С ростом масштабности и сложности рыночных преобразований значимость государства в организации и регулировании экономики постоянно растет. Это связано с несовершенством рыночного механизма, что обуславливает его неспособность успешно противостоять всем проблемам социально-экономического развития.
Проведенный анализ изложенного материала свидетельствует о создании в КНР социалистической рыночной экономики, а также о мобильности формирующийся хозяйственной системы [5, С. 216]. При этом государство является важным агентом модернизации и инициатором преобразований.
Итак, прежде всего, необходимо прямо признать важность государственного регулирования в условиях рыночной экономики, что позволит управлять всем народнохозяйственным комплексом и должно обеспечить соотношение государственного регулирования и рыночной саморегуляции. Также должна быть закреплена необходимость стратегического и прочего общегосударственного планирования развития экономики. Кроме того, конституционное обеспечение государственного регулирования экономики содействует ее стабильности, обеспечению стабильности экономического законодательства, возможности противостоять неблагоприятной международной конъюнктуре. Определенные проблемные вопросы свидетельствуют о необходимости проведения дальнейших исследований в этой сфере. Особое внимание следует обратить на анализ правовых норм, обеспечивающих планирование хозяйственной деятельности, взаимодействие государственного регулирования и саморегуляции и адаптации опыта КНР в России с целью обеспечения устойчивого развития государства.
Список использованной литературы