Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Казарян Анжела Тирайровна
студентка 1 курса
заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)
Намалян Ани Агароновна
студентка 1 курса
заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)
E-mail: namalyanani@mail.ru
Развал СССР в 1991 году изменил в современной доктрине подходы к исследованию проблемы федерализма. Суть этой проблемы заключается, с одной стороны, в сохранении территориальной целостности и единства государства, а с другой — в предоставлении субъектам федеративного государства самостоятельности и обеспечении права народов на самоопределение.
Выработка оптимальной конституционной модели Российского федерализма преследует задачи укрепления российской государственности и обеспечения территориальной целостности России с предоставлением автономии субъектам Федерации; решение в конструктивном ключе проблем федерального центра и регионов.
В отечественной и зарубежной доктрине федерализм определяется как система основных принципов определенной формы государственного устройства, отличающихся от принципов унитаризма и конфедерации [3, С. 52]. При этом понятие «федерализм» шире понятия «федерация», поскольку категория «федеративное государство» является производным от понятия «федерализм» и в научной литературе определяется как «союзное государство», «добровольное объединение государств в союзное государство на основе федеративного договора» и т.п. [2,С.
К основным принципам федерализма можно отнести добровольность объединения государств и государство подобных образований, конституционное разграничение суверенитетов, компетенции федерации и ее субъектов, единство территории и гражданства, денежной системы и т.д.
В юридической литературе выделяют симметричные и асимметричные модели федерализма. Симметричность федерации выражается в равноправном конституционном статусе ее субъектов, асимметрия определяет возможность разных полномочий субъектов федерации в зависимости от географических, социально-экономических и других факторов [4, С.
Россия, являясь многонациональным государством, крупнейшей в мире федерацией, представляет собой достаточно уникальное и сложное государственно-правовое образование, в котором сочетаются признаки территориальной и национальной федерации. Согласно Конституции РФ Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 5). В этой же статье Конституции РФ отражены и принципы ее федеративного устройства. Представляется важным отметить, что Конституция РФ не допускает выхода субъектов Федерации из ее состава.
В настоящее время в состав Российской Федерации входят республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), автономная область, автономные округа. Самым знаменательным событием 2014 г. стало вхождение в состав России Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которые стали
Республики как государства имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Федерации имеют свой устав и законодательство.
Для федерации достаточно важным является взвешенное и взаимовыгодное подчинение регионов федеральному центру, а также учет федеральным центром интересов субъектов Федерации. Федеративное устройство подразумевает разграничение предметов ведения и полномочий как Российской Федерации, так и ее субъектов. В Конституции РФ закреплен единый для всех субъектов РФ перечень предметов совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72), а также отражен принцип остаточной компетенции субъектов РФ (ст. 73), означающий расширение элементов децентрализации. Закрепленное в Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий должно быть отражено в основе конституций и уставов российских регионов, в этой связи возникает проблема формирования единого конституционного пространства в нашей стране.
Одним из существенных пробелов Конституции РФ является неопределенность в основах ответственности государственных органов и должностных лиц как федерального, так и регионального уровня за несоблюдение Конституции РФ, федеральных законов, а также за неисполнение решений судебных органов власти. В этой связи считаем необходимым законодательно решить вопрос об основах ответственности Российской Федерации и ее субъектов за нарушение Конституции РФ, федеральных законов, за неисполнение решений судов.
Следует констатировать, что федерализм для России — это рациональный выбор с учетом ее территориальной протяженностью, полиэтническим характером, что требует рационализации и внутренней дифференциации систем управления.
Таким образом, современная конституционная модель российского федерализма сориентирована на развитие достаточно сильной федерации, построенной на принципах конституционного равноправия регионов, разграничения предметов ведения и полномочий, единстве государственного суверенитета и правового пространства России и т. д. Условиями успеха построения российского федерализма являются объединение всех регионов для решения общих задач экономического, социального и правового характера, защите от негативных факторов, влияющих на стабильность и развитие федеративных отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ