Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Р. А. Васильченко
преподаватель высшей категории
Западного филиала РАНХиГС,
г. Калининград
E-mail: raj48@yandex.ru
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
К. Роджерс
Современные предприятия общественного питания требуют качественно нового уровня образованности обслуживающего персонала. Возросла потребность в специалистах среднего звена, мобильных, креативных, имеющих навыки и опыт работы на современном оборудовании, владеющих информационными коммуникациями.
Согласно федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании», менеджеры наряду с теоретической базой, должны обладать общими компетенциями:
· понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
· самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
· принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
· осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
· ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Рассматривать качество профессионального образования нужно не только как уровень и глубину усвоения знаний в профессиональной области, но и как определенный уровень освоения культурой профессиональной деятельности, способами постоянного профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования. Улучшение качества подготовки специалистов связано с использованием научно-обоснованных методов и средств обучения, повышения эффективности труда основных участников процесса обучения — педагогов и студентов, что обеспечивает компетентностный подход к профессиональному образованию.
Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов сервиса, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.
Основная цель профессионального конкурса: демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование. Общие задачи профессиональных конкурсов: — выявить талантливых, творческих студентов, поднять престиж профессии, создать условия для профессионального и творческого роста студентов.
В Западном филиале РАНХиГС на отделении «Технология и сервис» планирование и организация конкурсов профессионального мастерства по рабочей профессии «официант» осуществляется ежегодно и по уровню сложности ранжируются в зависимости от курса, на котором обучаются студенты специальности 43.02.01. Подготовка и успешное проведение конкурса — это итог целенаправленной работы преподавателей специальных дисциплин. Для профессионального конкурса составляется положение, четко планируются этапы конкурса, разрабатываются теоретические и практические задания, обсуждаются критерии оценки и формы оценочных листов для объективной работы жюри, создаются необходимые условия для проведения конкурса — подготавливается конкурсная площадка, оборудованная в соответствии с условиями и заданиями конкурса. Кроме того, продумываются формы популяризации профессии и внешнее оформление конкурса.
Для участия в ежегодном профессиональном конкурсе «Оригами из льняной салфетки», рассчитанном на студентов 2 курса, находящихся в начальной фазе изучения специальных дисциплин, отбираются лучшие студенты специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании». Учитываются знания, умения работать уверенно, быстро, качественно на данном этапе обучения. Конкурс дает возможность оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, так как в системе среднего профессионального образования по профессии «официант» необходимо формировать опыт профессиональной и творческой деятельности. Ярко и творчески демонстрируют студенты свои профессиональные умения на конкурсе сворачивания столовой салфетки. Следует отметить не только образовательный потенциал конкурса, но и его воспитательное значение в становлении личности специалиста.
Проведение в процессе обучения студентов специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании» профессиональных конкурсов, как формы внеурочной учебной деятельности, гарантирует их эффективную подготовку, так как данная форма внеклассной работы расширяет возможности студентов в развитии интеллектуальных и творческих умений, коммуникативных навыков и профессионального мышления.
Таким образом, образовательная среда Западного филиала РАНХиГС, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современной организацией общественного питания. Итогом проведенной работы является успешное формирование карьеры выпускников и их адаптация к социально экономическим условиям.
Библиографический список