Евразийский
научный
журнал

Комплексное взаимодействие специалистов, воспитатателей и семьи в профилатике и коррекции плоскотопия у детей с нарешениями опорно-двигательного аппарата

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Носова Венера Рафельевна, Леонова Марина Борисовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 2503
Показать PDF версию Комплексное взаимодействие специалистов, воспитатателей и семьи в профилатике и коррекции плоскотопия у детей с нарешениями опорно-двигательного аппарата
Носова Венера Рафельевна,воспитатель МБДОУ детский сад №15 «Дюймовочка» 
Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол,Email:veny.nosova@mail.ru.
Леонова Марина Борисовна,воспитатель МБДОУ детский сад №15 «Дюймовочка» 
Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол,Email:Leonova.marin@mail.ru

Основной целью коррекционной работы является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической помощи. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, инструктора ЛФК, логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателей. Воспитатели является связующим звеном в этой цепи коррекционной работы.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.

В группе совместными действиями различных специалистов и воспитателей создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь медицинской сестры, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора ЛФК, инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном распределении задач каждого участника коррекционного процесса.

Целью такого сотрудничества является создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Совместными действиями специалистов и воспитателей  определяются следующие задачи:

· определить оптимальный педагогический маршрут;

· обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка;

· спланировать коррекционные мероприятия;

· оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

· определить условия воспитания и обучения ребёнка;

· консультировать родителей ребёнка.

Реализация поставленных задач   начинается с обновления  развивающей предметно-пространственной среды группы: изготовлением массажных дорожек с фасолью, галькой, палочками и другими предметами, приобретением  массажных мячей разных размеров и назначений, роликовых массажёров, разнообразных ярких предметов для ортопедических игр, тренажёров и массажных дорожек-пазлов, ростовых костюмов,  ортопедические игры. Всё оборудование размещается  в удобном и доступном для детей месте.

Коррекционно-оздоровительная работа с детьми  осуществляется через различные виды специально организованной деятельности: утренняя гимнастика с корригирующими элементами, гимнастика после дневного сна, физкультурно-оздоровительные занятия, занятия лечебной гимнастикой, фитбол-гимнастика, самостоятельная творческая деятельность детей (под контролем воспитателя), прогулки, оздоровительный бег, игровые занятия, закаливающие процедуры, дыхательные гимнастики, массаж и самомассаж. Применяются различные способы организации детей на занятия: индивидуальные, мелкогрупповые (5-6 детей) и групповые. Наиболее эффективными являются  индивидуальные и мелкогрупповые формы организации детей.

Воспитатели  вместе с медицинской сестрой и инструктором по ЛФК подбирают необходимую методическую литературу, разрабатывают комплексы, состоящие из специальных корригирующих упражнений и ортопедических игр по профилактике и коррекции плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата с учётом индивидуального подхода к каждому ребёнку.

На протяжении всего дня  поддерживают  в группе оптимальный двигательный режим: ЛФК, лечебный массаж, НОД по физическому развитию, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, занятие плаванием в бассейне.

Формировать в детях желание быть здоровыми  начинают с бесед об осанке и походке параллельно с корригирующей работой. Совместно с врачом-ортопедом воспитатели рассказывают, какая осанка и походка считаются правильными, какие бывают виды их нарушений, как важно корригировать свою осанку и походку для нормального функционирования внутренних органов и систем.

Т.к. игра – основной вид деятельности детей, то  работу по профилактике и коррекции плоскостопия  проводят в игровой форме.

В игровой форме знакомятся со строением своего тела, значением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма,  об элементарных навыках ухода за собой. Частыми гостями на таких занятиях бывают медицинская сестра и врач-ортопед. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.

Поиск новых форм и методов работы с детьми, имеющими двигательную патологию, привлёк к идеи проведения совместной образовательной деятельности на основе ортопедических игр. Это вызвало интерес у детей.

Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы  используются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости. Стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов.

С целью создания положительного эмоционального фона  упражнения выполняются под музыку.  Наглядные пособия (различные картинки, рисунки, сюжетные игрушки) а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплексов,  способствуют  повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.  Надевая ростовой  костюм  (куклы или животного) на себя и выполняя упражнения с детьми, воспитатель заинтересовывает их в осознанном выполнении упражнений.

Ежедневно дети занимаются с массажёрами, выполненными в форме занимательных зверюшек и игрушек: массаж стоп и голени, ладошек. Такие упражнения улучшают кровоснабжение, нормализуют тонус мышц

Важным условием организации работы с детьми является взаимодействие педагогов  ДОУ. Особенности проведения и организации обучения детей  НОД по музыкальному и физическому развитию требуют одновременного присутствия педагогов. Распределение обязанностей происходит следующим образом: инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель  проводят занятия, воспитатель помогает выполнять упражнения детям с тяжёлой степенью заболевания, страхует их с учётом их рекомендаций . Подобная организация занятий помогает осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, а также проводить контроль качества движений детей с учётом их возможностей, что, в конечном счёте, обеспечивает каждому ребёнку ситуацию успеха.  На каждом последующем занятии вспоминали всё, что прошли на предыдущем.

При работе с детьми с НОДА логопед уделяет  повышенное внимание развитию памяти и внимания. Воспитатели  продолжают эту работу  в течении дня. Встречая утром детей, спрашивают: «С кем они пришли в детский сад?», «Кого или что они видели по дороге?». Любят малыши такие игры, как: «Съедобное – не съедобное», «Что здесь лишнее?», «Чего не стало?» и другие игры на узнавание любого обобщающего понятия: овощи, одежда, игрушки, и т.п. Задуманное обобщение выделяем среди других слов хлопками.

Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью проводятся родительские собрания с показом фрагментов занятий, консультации специалистов с рекомендациями по каждому конкретному ребёнку, открытые просмотры занятий, совместные занятия ЛФК, спортивные досуги и развлечения, размещается информация на стендах родительского уголка, на сайте детского сада. Педагоги распространяют  среди родителей изготовленные, ими брошюры с упражнениями и ортопедическими играми для занятий с детьми дома. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек, совместно выбирали и приобретали массажёры для детей.

Используемый набор методов и приемов позволяет обеспечить не только активное усвоение знаний детьми, но и даёт возможность скорректировать их физическое здоровье.



Литература

1. Вавилова, Е.Н., Укрепление здоровья детей. М. 1995, с.61-140

2. Егоров, Б.Б., Развивающая педагогика оздоровления. М. 1994, с. 102-205

3. Елжова, Н.В., Здоровы образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. Издание Ростов н/Д Феникс, 2011, с.203-237

4. Козырева, О.В., Лечебная физкультура для дошкольников. Пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и  родителей. Просвещение, 2005, с. 204-236

5. Клюева, М.Н., Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада. Детство- Пресс, 2007, с. 176-215

6. Моргунова, О.Н., Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005,с. 69-11