Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Компетентностный подход при обучении иностранным языкам

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Аверьянова Виктория Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2022»  (октябрь, 2022)
Количество просмотров статьи: 50
Показать PDF версию Компетентностный подход при обучении иностранным языкам

Аверьянова Виктория Владимировна
доцент кафедры межкультурных
коммуникаций и международного туризма
ГГУ имени Ф. Скорины
Г. Гомель, Республика Беларусь

Жизнь в современном обществе, динамичном и насыщенном информационными технологиями, немыслима без обмена информацией. Информация становится одной из основных ценностей. А полноценный обмен информацией, в свою очередь, невозможен без владения средством межнациональной коммуникации — иностранным языком. С другой стороны, неотъемлемым свойством современного информационного мира является его постоянное обновление. Новое время обусловливает появление новых образовательных концепций, отражающих динамику окружающей действительности. В настоящее время осуществляется переход от квалификационного подхода, основной целью которого было передать знания и научить их воспроизводить в типичных условиях, к компетентностному, который предполагает практическое применение знаний для разрешения проблем в быстро меняющихся обстоятельствах.

Компетентностный подход лежит в основе интенсификации обучения иностранным языкам. Акцент в учебном процессе смещается в сторону проблемно-исследовательской деятельности, которая предполагает активную самостоятельную работу обучаемых. Приобретение в процессе такой деятельности коммуникативного, практического опыта имеет особое значение и является основной целью изучения иностранного языка.

Важными факторами реализации компетентностного подхода в обучении иностранным языкам являются диагностичность и индивидуализация обучения. Диагностичность определяется как «поэтапное выявление степени сформированности компетенций посредством определенного диагностико-критериального аппарата» [1, с.101]. Индивидуализация обучения находит отражение в дифференцированном подходе, подготовке системы заданий различных уровней сложности и т.д.

Понятие интенсификации предполагает соотношение максимальных качественных показателей при минимальных количественных (временных). При обучении иностранному языку — это более качественное овладение средством иноязычного общения в более короткие сроки. Оптимальным способом экономии времени при максимальном качестве является применение методов активного обучения.

Одним из необходимых условий применения активных методов обучения выступает мотивация, заинтересованность слушателей. Мотивация в овладении иностранным языкам является решающим фактором интенсификации обучения, оптимизации его качественных показателей. Наиболее сильным видом мотивации является значимость результата усвоения иностранного языка [2, с.14—15]. Однако отдаленный результат — достижение коммуникативной компетенции — иногда является слабым стимулом, поскольку человек, сталкиваясь с трудностями и не видя реального эффекта своей деятельности, не видя способов применения своих знаний на практике, теряет интерес к обучению. Поэтому обязательным условием овладения иностранным языком должна быть коммуникативность не только как конечная цель, но и как средство обучения. Например, каждая грамматическая тема должна включать коммуникативные задания. В этом случае студент, применяя усвоенные грамматические знания на практике, видит реальный результат своей работы и чувствует удовлетворение от достижения маленькой, но конкретной цели. В своей практической деятельности мы отдаем приоритет такому формулированию коммуникативных заданий, которое предполагает высказывание с точки зрения собственного «я», рассуждение, использование каких-то актуальных событий, реальных фактов из жизни обучаемых. Например, при прохождении грамматических тем, посвященных системе прошлых времен глагола в английском языке, студентам было предложено описать самый счастливый (или несчастливый) день в их жизни. Подобные задания создают условия для реальной коммуникации, когда на первый план выходит смысл, мысль, и приходит осознание того, что грамматика — это не цель обучения, а вспомогательный материал, средство для выражения мысли.

При усвоении теоретических положений грамматики иностранного языка также с успехом может применяться проблемный метод обучения. Например, при изучении теории предлагается не одно, а несколько пособий теоретического характера, из которых нужно выбрать материал для решения определенных практических задач; либо систематизировать материал из нескольких пособий, чтобы получить исчерпывающую информацию об изучаемом явлении из нескольких источников. Такая работа стимулирует самостоятельную поисковую деятельность, когда знания добываются с трудом, что способствует их лучшему усвоению.

Что касается диагностичности как одного из факторов интенсификации учебного процесса, в обучении студентов большую роль играет самодиагностика. Это, например, вводная самодиагностика в начале изучения определенной темы с целью оценки уровня подготовки по проблеме. Чтобы оперативно выявить приращение знаний по проблеме на последнем, контрольно-оценочном этапе, в настоящее время широко применяется тестирование.

Применение современных информационных технологий, таких, как Интернет, предоставляет больше возможностей для самостоятельной работы обучаемых, что способствует экономии учебного времени. Например, на сайте www.oup.com/elt/students/??cc=global можно самостоятельно выполнять тесты, грамматические задания, в том числе коммуникативного характера. При этом есть возможность выбрать уровень заданий (средний, продвинутый и т.д.), что соответствует индивидуализации обучения как одному из факторов интенсификации учебного процесса.

Таким образом, компетентностный подход предполагает интенсификацию обучения иностранным языкам и наличие основных компонентов, которые тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга: коммуникативность, практика языка как средство и цель обучения; применение проблемного метода обучения, усиление поисковой и предметно-исследовательской направленности; активизация самостоятельной работы обучаемых; диагностичность; индивидуализация обучения.

Литература

1. Жук, О.Л. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета / О.Л. Жук // Педагогика. — 2008 — № 3. — С. 99-105.

2. Головач, Е.И. Основные виды мотивации взрослых, изучающих иностранный язык на последипломном этапе / Е.И.Головач // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2006. — № 4. — С. 10-19.

3. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 736 с.