Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Тазетдинова Гульнара Маратовна
Аспирант ФГБНУ РАО
преподаватель музыки музыкальной школы № 13
Аннотация: Цель данной статьи направлена на выявление механизмов формирования коммуникативной компетенции учителя музыки в структуре его педагогической культуры.
В представленной статье автор приводит классификацию перцептивных педагогических умений в соответствии с «Я – концепцией личности педагога».
Особое внимание в статье уделено блочной систематизации умений психолого-педагогического (вербального) общения учителя-музыканта:
1 блок - осуществление коммуникативной атаки;
2 блок - установление психологического контакта с группой;
3 блок - управление общением в педагогическом процессе;
4 блок - установление эмоциональной обратной связи.
Автор подчеркивает значимость использования технологий театральной педагогики в процессе формирования педагогической коммуникации учителя-музыканта.
Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных учреждений, занимающихся вопросами
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, перцептивные умения, педагогическое общение, технологии театральной педагогики, когнитивно-эмоциональная техника учителя-музыки.
Повышение профессионализма педагогов признается важным приоритетом государственной образовательной политики. В этих условиях первоочередной задачей становится улучшение качества подготовки педагога в целях обеспечения его успешной профессиональной карьеры. Сегодня ведущим из направлений повышения качества образования педагога выступает компетентностный подход. По данным ЮНЕСКО, к ключевым жизненным компетенциям относятся: социальные, межкультурные, коммуникативные, императивные. Эти компетенции имеют прямое отношение к проблеме качества образования педагога. Особое место в системе выделенных компетенций занимают коммуникативные компетенции.
Коммуникативная компетенция педагога-музыканта - это способность и умение решать коммуникативные задачи определенного уровня сложности, опыт педагогического общения, музыкально- коммуникативно-педагогическая техника, речевая грамотность; они представляют собой взаимосвязанные группы перцептивных умений педагогического общения и умений и навыков психолого-педагогической деятельности.
Перцептивные умения – это умения, которые проявляются на начальном этапе общения, умения понимать других людей. Для реализации этих умений на практике необходимо знание ценностных ориентаций другого человека; необходимо учитывать имеющиеся у человека представления о своей «Я – концепции личности».
В.А. Сластенин представляет совокупность перцептивных педагогических умений как следующий взаимосвязанный ряд - это умения:
Умения психолого-педагогического (вербального) общения учителя-музыканта связаны со следующим:
1 блок. Осуществлением коммуникативной атаки, четырьмя способами (по В.А. Кан-Калику) (2), а именно:
2 блок. Установлением психологического контакта с группой проявляется в следующих умениях:
3 блок. Управлением общением в педагогическом процессе, которое предполагает последовательно действовать в публичной обстановке, т.е. умение общаться на людях.
К данной группе относятся умения:
4 блок. Установлением эмоциональной обратной связи в процессе общения, что достигается следующими умениями:
В целом, все эти 4 блока коммуникативных компетенций обеспечиваются психолого-педагогической техникой учителя-музыканта. Психолого-педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю-музыканту в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера) (по Л.И.Рувинскому) (4).
Эффективному формированию коммуникативных компетенций педагога-музыканта способствует использование технологий театральной педагогики. Коммуникативная природа театра как социокультурная форма творческого общения сама в определенном смысле представляет методологию воспитания студентов. Общение как творческое действие является не только сутью профессии, но и способом (методом!) овладения актерским мастерством. Именно в общении и посредством общения развивается творческое воображение учителя-музыканта, без которого невозможно никакое собственное решение. Способность актера действовать в предлагаемых обстоятельствах опирается на его умение идентифицировать себя с другим, оставаясь при этом самим собой. Более того, убедительность сценического образа в значительной мере определяется уровнем общекультурного развития студентов.
В профессиональном театральном обучении формируется индивидуальная социокультурная потребность в диалоге с другой – уникальной – личностью. Тем самым преодолевается ограниченность субъект-объектных коммуникаций, фетишизм рационализма, возникает особое пространство межличностного диалога, ответственных субъект-субъектных отношений. Сфера общения и есть, таким образом, единое пространство личностного самоопределения и профессиональной деятельности. Актерское мышление представляет собой когнитивно-эмоциональную технику понимания другого. Этим другим является сложный комплекс коммуникаций, который представлен автором пьесы, героями спектакля, партнерами по сцене, режиссером, зрителями. Смыслообразующим центром действенного мышления является эмпатия, особая «техника мышления», и одновременно способ социализации индивида, практика общения с другим. В профессиональном плане студент должен овладеть искусством быть другим, эмпатия дает возможность проникнуть в мир другого, понять его эмоциональное состояние, интеллектуально-ценностные мотивации, личностные смыслы, предпочтения и установки.
Таким образом, использование технологий театральной педагогики в процессе педагогической деятельности способствует повышению уровня коммуникативной компетенции, что, в свою очередь, обеспечивает успешный профессиональный рост педагогов-музыкантов.
Литература