Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Коммуникативный компонент профессионально - педагогической культуры учителя - музыканта

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): тазетдинова гульнара маратовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 4401
Показать PDF версию Коммуникативный компонент профессионально - педагогической культуры учителя - музыканта

Тазетдинова Гульнара Маратовна
Аспирант ФГБНУ РАО
преподаватель музыки музыкальной школы № 13

Аннотация: Цель данной статьи направлена на выявление механизмов формирования коммуникативной компетенции учителя музыки в структуре его педагогической культуры.
В представленной статье автор приводит классификацию перцептивных педагогических умений в соответствии с «Я – концепцией личности педагога».

Особое внимание в статье уделено блочной систематизации умений психолого-педагогического (вербального) общения учителя-музыканта:

1 блок - осуществление коммуникативной атаки;

2 блок - установление психологического контакта с группой;

3 блок - управление общением в педагогическом процессе;

4 блок - установление эмоциональной обратной связи.

Автор подчеркивает значимость использования технологий театральной педагогики в процессе формирования педагогической коммуникации учителя-музыканта.

Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных учреждений, занимающихся вопросами

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, перцептивные умения, педагогическое общение, технологии театральной педагогики, когнитивно-эмоциональная техника учителя-музыки.

Повышение профессионализма педагогов признается важным приоритетом государственной образовательной политики. В этих условиях первоочередной задачей становится улучшение качества подготовки педагога в целях обеспечения его успешной профессиональной карьеры. Сегодня ведущим из направлений повышения качества образования педагога выступает компетентностный подход. По данным ЮНЕСКО, к ключевым жизненным компетенциям относятся: социальные, межкультурные, коммуникативные, императивные. Эти компетенции имеют прямое отношение к проблеме качества образования педагога.  Особое место в системе выделенных компетенций занимают коммуникативные компетенции.

Коммуникативная компетенция педагога-музыканта - это способность и умение решать коммуникативные задачи определенного уровня сложности, опыт педагогического общения, музыкально- коммуникативно-педагогическая техника, речевая грамотность; они представляют собой взаимосвязанные группы перцептивных умений педагогического общения и умений и навыков психолого-педагогической деятельности.

Перцептивные умения – это умения, которые проявляются на начальном этапе общения, умения понимать других людей. Для реализации этих умений на практике необходимо знание ценностных ориентаций другого человека; необходимо учитывать имеющиеся у человека представления о своей «Я – концепции личности».

В.А. Сластенин представляет совокупность перцептивных педагогических умений как следующий взаимосвязанный ряд - это умения:

  • воспринимать и адекватно интерпретировать сигналы от партнера по общению, получаемые в ходе совместной деятельности;
  • глубоко проникать в личностную суть других людей;
  • устанавливать индивидуальное своеобразие другого человека;
  • на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер его поведения определять его внутренний мир, направленность и возможные будущие действия;
  • определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;
  • по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;
  • находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
  • видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола») (3).

Умения психолого-педагогического (вербального) общения учителя-музыканта связаны со следующим:

1 блок. Осуществлением коммуникативной атаки, четырьмя способами (по В.А. Кан-Калику) (2), а именно:

  • речью (вербальным обращением к учащимся);
  • паузами в речи с активным внутренним общением (требованием внимания);
  • использование знаково-двигательного варианта наглядности;
  • смешанным вариантом, включающим в себя элементы трех предыдущих.

2 блок. Установлением психологического контакта с группой проявляется в следующих умениях:

  • создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности;
  • вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и предметом, который он преподает.

3 блок. Управлением общением в педагогическом процессе, которое предполагает последовательно действовать в публичной обстановке, т.е. умение общаться на людях.
К данной группе относятся умения:

  • организовать совместную с учащимися творческую деятельность;
  • целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов;
  • создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классном коллективе.

4 блок. Установлением эмоциональной обратной связи в процессе общения, что достигается следующими умениями:

  • улавливать по поведению студентов, их глазам и лицам общий психологический настрой класса;
  • чувствовать момент изменения в эмоциональных состояниях при общении со студентами.

В целом, все эти 4 блока коммуникативных компетенций обеспечиваются психолого-педагогической техникой учителя-музыканта. Психолого-педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю-музыканту в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера) (по Л.И.Рувинскому) (4).

Эффективному формированию коммуникативных компетенций педагога-музыканта способствует использование технологий театральной педагогики. Коммуникативная природа театра как социокультурная форма творческого общения сама в определенном смысле представляет методологию воспитания студентов. Общение как творческое действие является не только сутью профессии, но и способом (методом!) овладения актерским мастерством. Именно в общении и посредством общения развивается творческое воображение учителя-музыканта, без которого невозможно никакое собственное решение. Способность актера действовать в предлагаемых обстоятельствах опирается на его умение идентифицировать себя с другим, оставаясь при этом самим собой. Более того, убедительность сценического образа в значительной мере определяется уровнем общекультурного развития студентов.

В профессиональном театральном обучении формируется индивидуальная социокультурная потребность в диалоге с другой – уникальной – личностью. Тем самым преодолевается ограниченность субъект-объектных коммуникаций, фетишизм рационализма, возникает особое пространство межличностного диалога, ответственных субъект-субъектных отношений. Сфера общения и есть, таким образом, единое пространство личностного самоопределения и профессиональной деятельности.  Актерское мышление представляет собой когнитивно-эмоциональную технику понимания другого. Этим другим является сложный комплекс коммуникаций, который представлен автором пьесы, героями спектакля, партнерами по сцене, режиссером, зрителями. Смыслообразующим центром действенного мышления является эмпатия, особая «техника мышления», и одновременно способ социализации индивида, практика общения с другим. В профессиональном плане студент должен овладеть искусством быть другим, эмпатия дает возможность проникнуть в мир другого, понять его эмоциональное состояние, интеллектуально-ценностные мотивации, личностные смыслы, предпочтения и установки.

Таким образом, использование технологий театральной педагогики в процессе педагогической деятельности способствует повышению уровня коммуникативной компетенции, что, в свою очередь, обеспечивает успешный профессиональный рост педагогов-музыкантов.

Литература

  1. Гильмеева Р.Х. Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в ССУЗ (концептуальные идеи). /Гильмеева Р.Х., Тихонова, Мухаметзянова Л.Ю. – Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2008. – 23 с.
  2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество: М.: Педагогика, 1990, 144с.
  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  4. Учителю о педагогической технике./ Под ред. Л.И. Рувинского, М.:Техника,1987.–154с.