Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Классификация мер административного принуждения, применяемых таможенными органами

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Касянчук Дарья Юрьевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 6477
Показать PDF версию Классификация мер административного принуждения, применяемых таможенными органами

Касянчук Д. Ю.,
магистрант
Ростовский филиал Российской Таможенной Академии
E-mail: danya36515@yandex.ru

Kasjanchuk D. Ju.,
Master’s student
Rostov branch of Russian Customs Academy

Аннотация. В статье рассмотрены меры административно-правового принуждения, применяемые таможенными органами и их должностными лицами. На основании существующих подходов к классификации рассматриваемых мер, автором выдвинута собственная точка зрения и предложено дифференцировать данные меры на предупредительные, пресечения и восстановительные. Рассмотрены формы таможенного контроля, которые целесообразно отнести к мерам административного принуждения.

Ключевые слова: меры административно-правового принуждения, предупредительные меры, меры пресечения, восстановительные меры, таможенный контроль.

The classification of administrative coercive measures applied by the customs authorities

Abstract. The article considers measures of administrative legal compulsion applied by customs bodies and their officials. Based on existing approaches to the classification of measures under consideration, the author put forward own point of view and proposed to differentiate the measures for preventive, control and rehabilitation. Consider the forms of customs control, which should be attributed to the measures of administrative coercion.

Keywords: measures of administrative and legal coercion, preventive measures, preventive measures, remedial measures, customs control.

В последние годы особую актуальность получает функциональная деятельность отечественной таможенной службы. Она рассматривается не только как орган исполнительной власти, который регулирует внешнеэкономическую деятельность, но и как институт, осуществляющий правоохранительную функцию. Это обусловлено тем, что в стране наметилась тенденция к увеличению количества нарушений таможенных правил, административных правонарушений, которые серьезно сдерживают устойчивое функционирование таможенных органов, в практической деятельности которых актуализируется проблематика обеспечения законности и обоснованности применения мер административно-правового принуждения.

Границы компетенции, которой обладают таможенные органы в контексте применения мер административного принуждения, определяются правоохранительным характером деятельности и обусловлены выполняемыми ими функциями.

Вместе с тем, административному принуждению в области функционирования таможенных правоотношений свойственны специфические особенности, среди которых выделяются следующие [1, с.66]:

• обладают многомерной правовой природой, что проявляется в подпадании рассматриваемых норм под регулирование таможенным, административно-правовым, гражданским, валютным, налоговым и иным законодательством;

• они призваны обеспечить соблюдение не всей совокупности норм административного права, а лишь их части — ключевых правил поведения в области таможенных правоотношений;

• по общим правилам применяются особыми субъектами, наделенными полномочиями в сфере правоохранительной деятельности, — таможенными органами и их должностными лицами;

• широкий спектр действия, проявляющийся в допустимости применения анализируемых мер;

• распространяются на широкий круг субъектов, включая физических лиц, должностных лиц и юридических лиц;

• более строгий характер ответственности за нарушение таможенного законодательства, о чем свидетельствуют более серьезные штрафы за нарушение таможенных правил;

• по общим правилам рассматриваемые меры применяются во внесудебном порядке.

Учитывая перечисленные специфические особенности, свойственные мерам административного принуждения в контексте существования таможенных правоотношений, необходимо отметить, что таможенное законодательство обладает комплексным характером, что проявляется в его тесной связи с гражданским, финансовым, валютным правом. Проблематика применения мер административного принуждения как одного из ключевых методов регулирования правоотношений, возникающих в процессе применения норм таможенного законодательства, регулируется целым рядом нормативно-правовых актов, среди которых особое место принадлежит следующим:

• Кодекс РФ об административных правонарушениях;

• Таможенный кодекс Таможенного союза [4];

• Федеральный закон «О таможенном регулировании» и др.

Следует упомянуть, что таможенное законодательство устанавливает базовые постулаты, на которых основывается применение административного принуждения на практике, в то время как Кодекс РФ об административных правонарушениях[3] содержит положения, регламентирующие меры обеспечения производства по делам о нарушении норм административного законодательства, а также меры ответственности.

Необходимо отметить, что существует огромное количество мер административно-правового принуждения, которые применяются таможенными органами. Рассматривая классификацию мер административного принуждения, нельзя не отметить дискуссионный характер рассматриваемого вопроса. Некоторые ученые выделяют следующие меры административно-правового принуждения [5, с.13]:

• превентивные (предупредительные);

• пресечение;

• восстановительные.

Рассматривая каждую группу в отдельности, можно утверждать, что первый блок мер принуждения применяется в профилактических целях: здесь главный момент заключается в недопущении возможных нарушений в сфере государственного управления. При этом свое практическое выражение они находят в установлении легальных ограничений и запретов. Наиболее ярким примером данных мер, которые содержатся в действующем таможенном законодательстве, выступают следующие: обеспечение оплаты платежей залогом в виде денежных средств, товаров или под банковскую гарантию и поручительство; обязанность сопровождения товаров и транспорта и др.

Меры административного пресечения применяются для достижения конкретного результата правоприменительной деятельности. Данная группа мер выполняет правоохранительные функции и проявляется посредством установления запретов. Особый научный интерес вызывает классификация мер пресечения на две группы:

• Общие (внесение представлений об устранении всех причин, которые способствуют совершению правонарушения; аннулирование квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; соблюдение карантинных мер на перемещаемую через таможенную границу продукцию растительного и животного происхождения и др.);

• Специальные (легальная возможность применения огнестрельного оружия, физической силы, специальных технических средств для пресечения правонарушений).

Последняя группа мер административного принуждения, применяемого таможенными органами, ориентирована на воссоздание нарушенного порядка, а также на полное исполнение налогоплательщиком возложенных на него обязанностей. К данной группе можно отнести принудительное взыскание налогов и таможенных пошлин, начисление и взыскание пени, взыскание издержек по делам о нарушении таможенных правил с виновных лиц и др.

Среди основных мер процессуального характера, направленных на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, применяемых сотрудниками таможенных органов, необходимо выделить следующие [3]:

• доставление;

• административное задержание;

• личный досмотр;

• досмотр имущества, находящихся у физического лица;

• осмотр помещений, территорий и находящихся в их пределах имущества и документов, принадлежащих организациям и индивидуальным предпринимателям;

• досмотр любого транспорта;

• изъятие имущества и документации;

• арест товаров и любых видов транспорта;

• временный запрет на ведение определенной функциональной деятельности.

По итогам применения любой меры, должностное лицо обязано составить протокол.

При этом процессуальные меры обеспечения не следует путать с формами таможенного контроля и принудительными мерами, которые никаким образом не связаны с административным правонарушением. Это объясняется тем, что первые обусловлены неправомерным поведением, а последние — необходимостью защиты интересов государства и общества [2, с.18].

Анализируя положения действующего отечественного таможенного законодательства, приходим к выводу о целесообразности дифференцирования форм таможенного контроля на две группы [6]:

• Первичный, в рамках которого производится анализ и оценка рисков; организация зон таможенного контроля; запрос или истребование необходимого пакета документов и конкретных сведений; идентификация товаров и транспорта, которые находятся под пристальным контролем со стороны таможенных органов; проведение экспертизы; взятие проб и образцов товаров, необходимых для исследования; использование технических средств);

• Вторичные.

Необходимо отметить, что если первичного контроля достаточно для принятия окончательного решения о выпуске товаров, в этом случае формы вторичного контроля не применяются.

Подводя итог исследования, можно сказать, что интегративные процессы, затрагивающие нормы таможенного и административного права, позволяют с уверенностью говорить о двойственном характере существующих форм таможенного контроля. Этот тезис можно объяснить тем, что, исходя из ключевых целей и времени их применения, их можно отнести к административно-предупредительным мерам, а при фактическом возбуждения дела об административном правонарушении они могут выступать в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, специфика применения мер административного принуждения органами таможенной службы заключается в том, что возможность их применения урегулирована не только законодательством об административных правонарушениях, но и актами таможенного и налогового законодательства. В свою очередь, комплексность правового регулирования обнаруживает ряд специфических действий таможенных органов, имеющих явный правоохранительный характер, но не признанных таковыми, что обуславливается острой необходимостью признания и законодательного закрепления их в качестве форм таможенного контроля и мер административно-правового принуждения.

Список использованной литературы

  1. Гречкина О.В. Особенности применения мер административного принуждения, применяемые таможенными органами // Актуальные проблемы российского права. Выпуск 1. 2009. — С.65-71.
  2. Гречкина О.В. О соотношении и взаимосвязи форм таможенного контроля и мер административно-правового принуждения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. N19(152). 2009. — C.18-23.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 06.07.2016 N 374-ФЗ) // Российская газета. N 256. 31.12.2001.
  4. Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010. N 50. Ст. 6615.
  5. Тедтоев Ч.В. Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами [Текст]: автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук (12.00.04) / Чермен Владимирович Тедтоев; Московская государственная юридическая академия. — Москва, 2001. — с.24.
  6. Федеральный закон от 27.11.2010 N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации // Российская газета. N 269. 29.11.2010.