Евразийский
научный
журнал

Кампусная карта как инструмент эффективного взаимодействия всех участников проекта (из опыта СКБ-банка и УрФУ).

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бабанова Фаина Рашитовна, Сандакова Екатерина Леонидовна, Самарина Елена Александровна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 3019
Показать PDF версию Кампусная карта как инструмент эффективного взаимодействия всех участников проекта (из опыта СКБ-банка и УрФУ).

Самарина Елена Александровна,
Сандакова Екатерина Леонидовна
магистранты 2 –го курса ФГАОУ ВО УрФу
ВШЭМ, кафедра «Банковский и
инвестиционный менеджмент»
Научный руководитель:
Ст. преподаватель Бабанова Фаина Рашитовна
E-mail: faina_babanova@mail.ru

Слово Campus имеет латинское происхождение (обозначало «поле», «открытое пространство»). Впервые кампусом назвали территорию Принстонского университета в XVIII веке. Таким образом, кампус – это университетский городок, включающий, как правило, учебные помещения, научно-исследовательские институты, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые и т. д.

Первые кампусные карты появились во второй половине прошлого века в Европе и Северной Америке. Сначала они использовались в качестве удостоверения личности и пропуска на территорию, а затем и во множестве других сфер внутриуниверситетской жизни. Благодаря специфике применения карты они получили название "кампусные карты", а системы, их использующие, стали называть "кампусными приложениями". В Европе уже создана и действует Ассоциация пользователей кампусных карт.

В настоящее время в отечественной практике при фактическом наличии успешно реализованных проектов по выпуску кампусных карт и при отсутствии его формально закрепленного понятия под кампусной картой понимается эмитированная банком пластиковая карта с набором определенных функций, необходимых либо полезных для держателей карты в процессе обучения.

История реализации кампусных карточных проектов в России насчитывает меньше десяти лет. В 2009 году на государственном уровне была поднята тема создания и внедрения универсальных электронных карт (УЭК), которая объединила бы в себе платежное и идентификационное средство, полис ОМС, свидетельство ПФР и так далее. Таким образом, идея создания комплексных продуктов банков и небанковских организаций, в частности в сфере образования, стала актуальной .Первый аналог зарубежной кампусной карты появился в среднеобразовательных учреждениях. Школьная карта служила электронным дневником, пропуском на территорию образовательного учреждения и являлась одним из способов оплаты счетов, например, за обеды.

Российские ВУЗы, поставленные в условия жесткой конкуренции, вынуждены постоянно модернизировать все аспекты образовательного процесса. Несмотря на то, что протекают они в разных сферах жизнедеятельности ВУЗа, их объединяет схожая функциональность, которая позволяет выявить определенные закономерности, а затем их автоматизировать.

Введение в систему образования инновационных решений и методов обучения неизбежно ведёт за собой совершенствование внутренних процессов, касающихся повышения уровня жизни самих студентов. Одним из примеров современного технологичного сервиса является появления нового, универсального для студентов продукта – «кампусной карты».

«Кампусная карта» - это социальный инструмент, объединяющий в себе финансовые технологии и способы управления учебным процессом, который позволяет студенту пользоваться не только внутренним функционалом ВУЗа – посещать лекции, библиотеки, научные центры, Этот инструмент объединяет в себе читательский, студенческий билеты и банковскую карту, что позволяет студенту потенциально увеличить качество обучения и жизни. Кампусные проекты сегодня успешно реализуются в крупнейших вузах и промышленных предприятиях страны, в числе которых МГИМО, «Сколково», «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», «МИСиС», « Тюменский государственный нефтегазовый университет», «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации». Банками, которые успешно реализуют кампусные проекты, являются Сбербанк РФ, Газпромбанк.

Внедрение кампусных проектов в вузах можно считать достаточно перспективным, так как Федеральной службы государственной статистики, в России на начало 2015-2016 учебного года насчитывалось 896 образовательных организаций, в которых 4766,5 тыс. человек. Молодежная аудитория – одна из тех категорий потребителей банковских услуг, которые пользуются современными техническими новинками и цифровыми технологиями. Наибольший потенциал для реализации проектов имеется у крупных, особенно, федеральных вузов.

В городе Екатеринбург реализацией кампусных проектов занимаются Сбербанк и ПАО СКБ-банк в УрФУ. ПАО УБРиР планировал начать выпуск кампусных карт для Уральского государственного экономического университета, однако проект был закрыт.

Проект появления кампусной карты «СКБ-банка» и УрФУ в первую очередь предназначен для повышения эффективности организации студенческого питания, учебного процесса, безопасности и информированности учащихся. Таким образом, кампусная карта СКБ-банка полностью объединяет в себе и учебные, и финансовые приложения, необходимые современному студенту.

Основными целями внедрения и сопровождения данного проекта являются:
- исключение наличного оборота денежных средств;
- повышение прозрачного использования денежных средств как родительских, так и бюджетных у студентов Университета;
- создание автоматизированной системы учета посещаемости в Университете;
- исключение бумажных носителей (студенческие билеты, зачетная книжка, читательский билет);
- возможность разграничения прав доступа по УЭК;
- возможность безналичной оплаты в столовой;
- получение стипендии на счет банка.

Преимуществом кампусной карты СКБ-Банка стал тот факт, что благодаря своей технологичной начинке она как выполняла, так и выполняет идентификационные, платежные и многие другие функции, необходимые студенту УрФУ. При этом логотип ВУЗа будет постоянно укреплять свои позиции в связи с использованием карты и станет более известным благодаря «рекламе в кошельке».

Отличительными особенностями продукта является уникальная возможность для всех студентов ВУЗа сэкономить свои ресурсы в популярных для студентов магазинах и кафе: при оплате этой картой действуют скидки. Также по карте действует выгодный cash-back в размере 1%: СКБ-банк ежемесячно возвращает на счет владельца карты 0,5% от оплаты картой образовательных услуг, книг, канцелярских товаров, билетов в кино и театры и еще 0,5 % возвращается в Эндаумент-фонд УрФУ.

Технология изготовления карт хорошо отработана. В качестве основы используется тип Smart чип-карта с достаточно значительным объемом перезаписываемой памяти (36 Кбайт и более), со встроенной поддержкой алгоритмов криптографической защиты (3DES, AES, RSA и т.д.). Она полностью совместима с международными стандартами EMV и ISO 7816. Помимо Smart-чипа с контактным интерфейсом, она имеет бесконтактный RFID-интерфейс (программно-аппаратная эмуляция карт Mifare Standard емкостью 1 или 4 Кбайт), а также магнитную полосу и зачастую еще и штрих-код. Такой перечень интерфейсов позволяет максимально просто интегрировать различные приложения на одной карте при любых требованиях к простоте и универсальности считывания данных или, наоборот, их защиты от несанкционированного копирования (клонирования), чтения и/или записи. Данные для всех этих приложений размещаются на одной карте и обслуживаются различными системами, нет риска считывания данных платежного приложения на карте при контакте карты со СКУД (системой контроля и управления доступом).

Запуск данного проекта не предполагает дополнительной финансовой нагрузки для университета. Затраты на выпуск и внедрение карт осуществляет СКБ-Банк, финансирующий этот проект, предполагающий в дальнейшем и увеличение клиентской базы, и наличие доходной части проекта (остатки на карточных счетах, комиссии за обслуживание, осуществление платежей в банкоматах, СКБ-банке, комиссии за выдачу наличных в банкоматах сторонних банков).

Несмотря на обоюдную привлекательность карт, как со стороны университета, так и банка, определенная доля рисков при внедрении данного продукта существовала.

Во-первых, риск связан с формированием так называемой вынужденной лояльности: карты конкретного банка оформляются по решению ВУЗа и банка, не учитывая мнение студентов. Во-вторых, необходимо было учесть и риск того, что карта будет использоваться лишь как пропуск, а не как банковский платежный инструмент, вследствие чего банк мог понести убытки за эмбоссирование карт. Однако на сегодня можно констатировать, что проект оказался достаточно успешным и полностью интегрировался в студенческую среду. «Кампусная карта СКБ-Банка» достаточно быстро заменила для 6 000 тысяч студентов УрФУ студенческий билет, стала помощником в оплате расходов. Безусловно, банку еще предстоит проанализировать первые итоги реализации проекта, определить дополнительные возможности и ресурсы в использовании карты, наделении ее дополнительными банковскими продуктами (например, «овердрафт», льготный период кредитования и др).

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что казалось бы всего несколько лет назад словосочетания «кампусная карта», «кампусная система» вызывали у многих работников учебных заведений и даже руководителей российских ВУЗов недоумение. Сегодня практически все готовы признать: преимущества от использования «кампусных карт», действительно, неоспоримы. Но, несмотря на это, говорить о том, что представители российской системы высшего образования в полной мере осознают весь потенциал применения «кампусных карт», было бы излишне оптимистично. Реализация «кампусных проектов» чаще всего воспринимается как один из ярких PR-ходов вуза: привлекается внимание к учебному заведению со стороны абитуриентов и их родителей и демонстрируется следование современным тенденциям, применение инновационных технологий в образовании и все то, с чем ассоциируется в настоящее время понятие «эффективное развитие вуза» в государственных структурах. Такое восприятие связано с тем, что еще ни один из российских «кампусных проектов» не перешагнул ту условную черту, за которой преимущества от использования «кампусных карт» становятся очевидными и фактически окупают все те неизбежные издержки, которые связаны с реализацией столь сложных проектов. За этой чертой «кампусный проект» становится самодостаточным, «кампусная карта» превращается в своеобразный «локомотив» развития вуза. «Кампусные проекты» могут стать одним из инструментов интеграции российской системы образования, но для этого их нужно вывести на качественно новый уровень.

Список используемой литературы

  1. Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием [Электронный ресурс]: Положение № 266-П ЦБ РФ от 24.12.2004 (ред. от 14.01.2015). - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Условия эмиссии и обслуживания международных дебетовых банковских карт в ПАО "СКБ-банк" (Банковские правила) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://skbbank.ru/personal/cards/debet_cards
  3. Кампусные системы для учебных заведений [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.exastack.ru/pls/portal/docs/page/card_fors_ru/files/presentation_3.pdf
  4. Уральский федеральный университет: Кампусная карта [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://urfu.ru/ru/partners/campus-card/