Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Самарина Елена Александровна,
Сандакова Екатерина Леонидовна
магистранты 2 –го курса ФГАОУ ВО УрФу
ВШЭМ, кафедра «Банковский и
инвестиционный менеджмент»
Научный руководитель:
Ст. преподаватель Бабанова Фаина Рашитовна
E-mail: faina_babanova@mail.ru
Слово Campus имеет латинское происхождение (обозначало «поле», «открытое пространство»). Впервые кампусом назвали территорию Принстонского университета в XVIII веке. Таким образом, кампус – это университетский городок, включающий, как правило, учебные помещения, научно-исследовательские институты, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые и т. д.
Первые кампусные карты появились во второй половине прошлого века в Европе и Северной Америке. Сначала они использовались в качестве удостоверения личности и пропуска на территорию, а затем и во множестве других сфер внутриуниверситетской жизни. Благодаря специфике применения карты они получили название "кампусные карты", а системы, их использующие, стали называть "кампусными приложениями". В Европе уже создана и действует Ассоциация пользователей кампусных карт.
В настоящее время в отечественной практике при фактическом наличии успешно реализованных проектов по выпуску кампусных карт и при отсутствии его формально закрепленного понятия под кампусной картой понимается эмитированная банком пластиковая карта с набором определенных функций, необходимых либо полезных для держателей карты в процессе обучения.
История реализации кампусных карточных проектов в России насчитывает меньше десяти лет. В 2009 году на государственном уровне была поднята тема создания и внедрения универсальных электронных карт (УЭК), которая объединила бы в себе платежное и идентификационное средство, полис ОМС, свидетельство ПФР и так далее. Таким образом, идея создания комплексных продуктов банков и небанковских организаций, в частности в сфере образования, стала актуальной .Первый аналог зарубежной кампусной карты появился в среднеобразовательных учреждениях. Школьная карта служила электронным дневником, пропуском на территорию образовательного учреждения и являлась одним из способов оплаты счетов, например, за обеды.
Российские ВУЗы, поставленные в условия жесткой конкуренции, вынуждены постоянно модернизировать все аспекты образовательного процесса. Несмотря на то, что протекают они в разных сферах жизнедеятельности ВУЗа, их объединяет схожая функциональность, которая позволяет выявить определенные закономерности, а затем их автоматизировать.
Введение в систему образования инновационных решений и методов обучения неизбежно ведёт за собой совершенствование внутренних процессов, касающихся повышения уровня жизни самих студентов. Одним из примеров современного технологичного сервиса является появления нового, универсального для студентов продукта – «кампусной карты».
«Кампусная карта» - это социальный инструмент, объединяющий в себе финансовые технологии и способы управления учебным процессом, который позволяет студенту пользоваться не только внутренним функционалом ВУЗа – посещать лекции, библиотеки, научные центры, Этот инструмент объединяет в себе читательский, студенческий билеты и банковскую карту, что позволяет студенту потенциально увеличить качество обучения и жизни. Кампусные проекты сегодня успешно реализуются в крупнейших вузах и промышленных предприятиях страны, в числе которых МГИМО, «Сколково», «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», «МИСиС», « Тюменский государственный нефтегазовый университет», «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации». Банками, которые успешно реализуют кампусные проекты, являются Сбербанк РФ, Газпромбанк.
Внедрение кампусных проектов в вузах можно считать достаточно перспективным, так как Федеральной службы государственной статистики, в России на начало 2015-2016 учебного года насчитывалось 896 образовательных организаций, в которых 4766,5 тыс. человек. Молодежная аудитория – одна из тех категорий потребителей банковских услуг, которые пользуются современными техническими новинками и цифровыми технологиями. Наибольший потенциал для реализации проектов имеется у крупных, особенно, федеральных вузов.
В городе Екатеринбург реализацией кампусных проектов занимаются Сбербанк и ПАО СКБ-банк в УрФУ. ПАО УБРиР планировал начать выпуск кампусных карт для Уральского государственного экономического университета, однако проект был закрыт.
Проект появления кампусной карты «СКБ-банка» и УрФУ в первую очередь предназначен для повышения эффективности организации студенческого питания, учебного процесса, безопасности и информированности учащихся. Таким образом, кампусная карта СКБ-банка полностью объединяет в себе и учебные, и финансовые приложения, необходимые современному студенту.
Основными целями внедрения и сопровождения данного проекта являются:
- исключение наличного оборота денежных средств;
- повышение прозрачного использования денежных средств как родительских, так и бюджетных у студентов Университета;
- создание автоматизированной системы учета посещаемости в Университете;
- исключение бумажных носителей (студенческие билеты, зачетная книжка, читательский билет);
- возможность разграничения прав доступа по УЭК;
- возможность безналичной оплаты в столовой;
- получение стипендии на счет банка.
Преимуществом кампусной карты СКБ-Банка стал тот факт, что благодаря своей технологичной начинке она как выполняла, так и выполняет идентификационные, платежные и многие другие функции, необходимые студенту УрФУ. При этом логотип ВУЗа будет постоянно укреплять свои позиции в связи с использованием карты и станет более известным благодаря «рекламе в кошельке».
Отличительными особенностями продукта является уникальная возможность для всех студентов ВУЗа сэкономить свои ресурсы в популярных для студентов магазинах и кафе: при оплате этой картой действуют скидки. Также по карте действует выгодный cash-back в размере 1%: СКБ-банк ежемесячно возвращает на счет владельца карты 0,5% от оплаты картой образовательных услуг, книг, канцелярских товаров, билетов в кино и театры и еще 0,5 % возвращается в Эндаумент-фонд УрФУ.
Технология изготовления карт хорошо отработана. В качестве основы используется тип Smart чип-карта с достаточно значительным объемом перезаписываемой памяти (36 Кбайт и более), со встроенной поддержкой алгоритмов криптографической защиты (3DES, AES, RSA и т.д.). Она полностью совместима с международными стандартами EMV и ISO 7816. Помимо Smart-чипа с контактным интерфейсом, она имеет бесконтактный RFID-интерфейс (программно-аппаратная эмуляция карт Mifare Standard емкостью 1 или 4 Кбайт), а также магнитную полосу и зачастую еще и штрих-код. Такой перечень интерфейсов позволяет максимально просто интегрировать различные приложения на одной карте при любых требованиях к простоте и универсальности считывания данных или, наоборот, их защиты от несанкционированного копирования (клонирования), чтения и/или записи. Данные для всех этих приложений размещаются на одной карте и обслуживаются различными системами, нет риска считывания данных платежного приложения на карте при контакте карты со СКУД (системой контроля и управления доступом).
Запуск данного проекта не предполагает дополнительной финансовой нагрузки для университета. Затраты на выпуск и внедрение карт осуществляет СКБ-Банк, финансирующий этот проект, предполагающий в дальнейшем и увеличение клиентской базы, и наличие доходной части проекта (остатки на карточных счетах, комиссии за обслуживание, осуществление платежей в банкоматах, СКБ-банке, комиссии за выдачу наличных в банкоматах сторонних банков).
Несмотря на обоюдную привлекательность карт, как со стороны университета, так и банка, определенная доля рисков при внедрении данного продукта существовала.
Во-первых, риск связан с формированием так называемой вынужденной лояльности: карты конкретного банка оформляются по решению ВУЗа и банка, не учитывая мнение студентов. Во-вторых, необходимо было учесть и риск того, что карта будет использоваться лишь как пропуск, а не как банковский платежный инструмент, вследствие чего банк мог понести убытки за эмбоссирование карт. Однако на сегодня можно констатировать, что проект оказался достаточно успешным и полностью интегрировался в студенческую среду. «Кампусная карта СКБ-Банка» достаточно быстро заменила для 6 000 тысяч студентов УрФУ студенческий билет, стала помощником в оплате расходов. Безусловно, банку еще предстоит проанализировать первые итоги реализации проекта, определить дополнительные возможности и ресурсы в использовании карты, наделении ее дополнительными банковскими продуктами (например, «овердрафт», льготный период кредитования и др).
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что казалось бы всего несколько лет назад словосочетания «кампусная карта», «кампусная система» вызывали у многих работников учебных заведений и даже руководителей российских ВУЗов недоумение. Сегодня практически все готовы признать: преимущества от использования «кампусных карт», действительно, неоспоримы. Но, несмотря на это, говорить о том, что представители российской системы высшего образования в полной мере осознают весь потенциал применения «кампусных карт», было бы излишне оптимистично. Реализация «кампусных проектов» чаще всего воспринимается как один из ярких PR-ходов вуза: привлекается внимание к учебному заведению со стороны абитуриентов и их родителей и демонстрируется следование современным тенденциям, применение инновационных технологий в образовании и все то, с чем ассоциируется в настоящее время понятие «эффективное развитие вуза» в государственных структурах. Такое восприятие связано с тем, что еще ни один из российских «кампусных проектов» не перешагнул ту условную черту, за которой преимущества от использования «кампусных карт» становятся очевидными и фактически окупают все те неизбежные издержки, которые связаны с реализацией столь сложных проектов. За этой чертой «кампусный проект» становится самодостаточным, «кампусная карта» превращается в своеобразный «локомотив» развития вуза. «Кампусные проекты» могут стать одним из инструментов интеграции российской системы образования, но для этого их нужно вывести на качественно новый уровень.
Список используемой литературы