Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Бранченко Инна Анатольевна
Учитель математики МАОУ СОШ №34
г.Новороссийск, Россия.
E-mail: branchenko.inna@yandex.ru
Воспитательный процесс — это движение воспитания к своей цели. Цель воспитания — это то, к чему мы стремимся в будущем, и этому подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Вопросы, к чему должен стремиться педагог в своей практической деятельность, каких результатов добиваться, можно назвать ключевыми.
Таким образом, профессионально-педагогическое общение — это всегда целенаправленный процесс.
Цели такого общения заключаются в том, чтобы:
1) создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций;
2) «читать» и понимать как свое поведение, так и доведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества [2, c. 66].
В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных способностей можно выделить несколько направлений:
— самоконтроль и развитие умений выразительной речи;
— развитие общих психофизических особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями.
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют воспитателям для развития коммуникативных способностей следующее:
— нужно сознавать, что детский сад — часть общества, а отношение педагога к детям — выражение общественных требований. Педагог не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга.
Искренность педагога — это залог прочных контактов с воспитанниками. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя.
— особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважении педагога и воспитанников.
Надо уважать индивидуальность каждого дошкольника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции.
— стоит помнить, что дети такие же, как и взрослые, у них есть свои проблемы, свои мысли и это надо учитывать в их воспитание и в общение с ними. Вот есть такие фразы, которые никак нельзя говорить детям, так как сказанное может иметь обратный эффект.
Вот несколько правил, которые разработали детские психологи, правила, которые должны соблюдаться педагогом-воспитателем как носителем культуры в общении с детьми.
С какими актуальными проблемами нашего современного общества связано содержание данной статьи
Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек — высшая цель воспитания, идеал, к достижению которого стремится отечественная школа. Сегодня ее главная цель — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Традиционными для такой системы остаются следующие составляющие общей цели: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание.
Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого человека. Формирование культуры поведения — одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания.
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека.
Термин «культура» — латинского происхождения, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В настоящее время культура употребляется в более обобщенном значении, хотя единого подхода к пониманию сущности культуры нет.
Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура в узком смысле выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности.
Сущность культуры определяется способами осуществления жизнедеятельности, поэтому выделяют разновидности культур, связанных с различными сферами человеческой деятельности: общения, потребления, досуга, быта и т. д.
Культура в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к ценностям, традициям и т. д. Таким образом, человек является продуктом, представителем и носителем культуры.
Общая культура педагога — это результат личностного развития, развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности.
В содержании общей культуры педагога можно выделить несколько компонентов: экологическую культуру (характеризующая взаимосвязь человека с окружающей средой), правовую, коммуникативную, экономическую, и т. д. культуры.
В чем проявляется гуманистическая направленность идей автора данной публикации?
Педагогическая культура — часть общечеловеческой культуры, в которой проявляются духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, содержащие в себе достижения разных исторических эпох и необходимых для социализации личности.
Материальные ценности педагогической культуры — это средства обучения и воспитания.
Духовные ценности педагогической культуры — это педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогическийопыт и выработанные профессионально — этические нормы.
Педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога является частью общечеловеческой культуры.
Педагогическая культура — уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности.
В. Бондаревская среди компонентов педагогической культуры выделяет:
— гуманистическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;
— психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;
— образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;
— опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;
— культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.