Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Как или когда нельзя наказывать?

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Божкова Дарья Александровна, Божкова Светлана Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1519
Показать PDF версию Как или когда нельзя наказывать?

Божкова Дарья Александровна
E-mail: miss.diukareva@yandex.ru

В воспитании ребенка многие родители задают себе вопрос, как же наказать ребенка в случае детского непослушания. Давайте разберемся, нужно ли наказывать ребенка за случайный проступок, а какое поведение вообще стоит игнорировать? Что же такое наказание? Это применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека, в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение. [1, c. 45] Иными словами, наказывая, родители чаще всего хотят добиться от ребенка понимания своих ошибок в сделанном проступке. Но, сначала необходимо понять, стоит ли наказать за содеянное, является ли данное поведение преднамеренным проступком. Например. Во время прогулки, двухлетний ребенок, игнорируя предупреждения со стороны заботливой мамы, бегает по лужам, тут очевидно, что ребенок не хочет досадить и всего лишь на всего, это делает с целью познания и интереса к окружающему миру. В этом случае срабатывает инстинкт маленького исследователя. В данной ситуации уместнее переключить внимание малыша на другую исследовательскую деятельность или все же позволить побегать по лужам. Но, если шестилетний дошкольник намеренно бросает камни в лужу, чтобы забрызгать проходящих мимо людей, — это уже довольно серьезный проступок, который должен понести наказание. Но, прежде чем наказать ребенка, следует ему объяснить, почему так поступать нельзя.

Нельзя наказывать за проступки, совершенные ребенком из — за непонимания, что это плохо. Ведь ребенок это совершил в силу своего не знания. Не ругайте его, а спокойно объясните, почему этого делать нельзя. Если вы узнали о проступке вашего ребенка спустя длительное время после его свершения, не наказывайте его. Возможно, сейчас бы он этого не сделал, а скрывал, потому что было стыдно. Поговорите об этом. В случае же непонимания объясните, в чем состоит его вина и как вы огорчены.

Наказывая ребенка не в коем случае недопустимы элементы жестокости. [3, c. 127] Такие как, пенки ногами, щипки, выкручивание рук или ушей, подзатыльники. Чаще всего наказывая, родители в порыве гнева, еще не остыв и соответственно не соизмеряют меру наказания к самому проступку. Случается и такое, что наказывая детей родители вкладывают еще и свое плохое настроение, раздражительность, собственные неудачи. Это огромная ошибка. В таких случаях, можно нанести не только физический вред здоровью ребенка, но и травмировать психологически, что приведет к патологической боязни наказания. Главное что нужно помнить и не забывать в порыве гнева это то, что цель наказания заключается в том, чтобы дети боялись огорчить, расстроить родителей, а не физическое наказание.

Не стоит в виде наказания использовать домашний труд. [3, c. 129] В этом случае родители прививают ребенку стойкую неприязнь к уборке. Да и порученную работу ребенок может выполнить плохо, и за это тоже будет следовать наказание?

Считается недопустим наказывать в присутствии друзей и посторонних людей Наказывать нужно за конкретный проступок, а не в целях унижения.[3, c. 132] Впечатлительные дети после такого наказания могут возненавидеть обидчиков.

Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз. Например, сегодня вы не разрешили ему смотреть любимую передачу, а в воскресенье не разрешили пойти в гости, мотивируя тем, что он все еще расплачивается за случившееся. Даже преступников не судят дважды за одно преступление.

Следует применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали положительных результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение. Наказание должно быть строго индивидуализировано.[2, c. 98] Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого — категорического требования, а третьему просто необходим запрет.
Так же нужно помнить о том что, не стоит злоупотреблять наказанием, потому что дети привыкают и не испытывают угрызений совести.

Таким образом, не стоит наказывать ребенка, если он исходил из добрых побуждений. Наоборот, его нужно поддержать, даже если за положительным поступком последовала какая-либо неприятность. В этом случае можно посочувствовать, а вместо дисциплинарных мер подсказать, как следует исправить досадную ошибку. Для того чтобы не пренебрегать наказанию в порыве гнева, постарайтесь сделать глубокий вдох и переждать несколько секунд, перед тем как отреагировать на совершенный проступок. Не требуйте невозможного от детей. Не следует ждать, что трехлетний карапуз станет вести себя столь же разумно, как семилетний ребенок. И наверняка первоклассник не сможет так же соответствовать вашим требованиям, как 14-летний подросток. Обязательно помните о возрастных нормах, тогда вам не придется расстраиваться по пустякам. А еще лучше — научитесь смеяться над происходящим, в этом случае случайные детские проступки не будут казаться настоящей трагедией. Есть шуточное мнение, что седые волосы родителей — это проступки их детей. Поэтому постарайтесь вспомнить себя в детстве или попросите собственную маму или папу напомнить, какими были вы в возрасте своего чада. Возможно, проступки вашего ребенка померкнут перед вашими проделками в детстве. Если же плохое поведение повторяется и его нельзя списать на случайность, соблюдайте определенную последовательность действий. Сначала объясните, почему вы считаете его поступок нежелательным, расскажите о последствиях его поведения. Если же ребенок не унимается, сделайте замечание и предупредите о возможном наказании. И лишь после всех перечисленных методов применяйте наказание.

Список литературы

  1. Степанов С.С. Азбука детской психологии. М.: ТЦ Сфера, 2004 — 128 с.
  2. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. — 2003. — 208 с.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль.: Академия развития, — 1996. — 228 с.