Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

К вопросу об обучении произношению

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Короткая Марианна Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2021»  (ноябрь, 2021)
Количество просмотров статьи: 628
Показать PDF версию К вопросу об обучении произношению

Короткая Марианна Викторовна
старший преподаватель
ГГУ имени Ф. Скорины,
Беларусь, г. Гомель

Цель преподавания иностранного языка — подготовить обучающегося к уверенному участию в межкультурной коммуникации, для чего нужно развить умения и навыки во всех видах речевой деятельности. Произношение, которому не уделяется должного внимания в преподавании английского языка, считается «Золушкой» в семье преподавателей языков [1, с. 115]. Ему никогда не уделяли достаточно внимания по сравнению с другими языковыми и речевыми компетенциями.

В настоящее время при обучении иностранному языку основное внимание уделяется четырем преобладающим навыкам: аудированию, разговорной речи, чтению и письму. В связи с этим Гилберт называет произношение «сиротой» на занятиях по иностранному языку во всем мире [2, с. 1]. Обучение произношению ограничивается первым годом (месяцем, неделей, в зависимости от количества часов, отведенных на изучение) обучения за счет первичного введения алфавита и звуковой системы изучаемого языка. А на последующих этапах ему, к сожалению, придается наименьшее значение.

Однако произношение следует рассматривать как нечто большее, чем правильное воспроизведение фонем или отдельных слов на любом уровне владения языком. Скорее, преподавателям следует рассматривать его как важную часть коммуникации, которую необходимо реализовать в аудиторной деятельности. Произношение — это основа общения, предпосылка к успешному акту межкультурной коммуникации, и его следует ценить наравне с другими компонентами языка, такими как вокабюляр, грамматика, чтение и письмо.

Причины, по которым обучению произношению не уделяют достаточно внимания, довольно многочисленны. Среди них сложность преподавания/изучения, недостаток теоретических основ и учебных материалов, отсутствие специально подготовленных преподавателей-не носителей языка, противоречивые концепции относительно обучения произношению, недостаточное количество часов на преподавание языка и др.

Однако обучение произношению чрезвычайно полезно, так как играет важную роль в восприятии обучающимися иностранного речи и выработке навыков устного общения.

Тесная взаимосвязь звуковых и слуховых навыков показывает, что улучшение произносительных навыков улучшает способность воспринимать иноязычную речь на слух. Произношение считается неотъемлемой частью устного общения, поскольку хорошее произношение облегчает общение и повышает степень восприятия и понимания. Соответственно, беспокойство обучающихся по поводу произношения может препятствовать развитию навыков в других областях изучения языка.

Как грамматика и вокабюляр придают языку структуру и значение, произношение является его реализацией в устной и письменной речи. Орфография, будучи неотъемлемым компонентом письма, является серьезной причиной ошибок в произношении. Поэтому преподавателям необходимо обращать внимание обучающихся на наиболее важные звуковые и орфографические модели. Как и письмо, способность читать также связана с фонологическими навыками. Более того, замечая сходства и различия в звуках и рифмах слов, можно понять, как эти сходства и различия представлены в правописании. Другими словами, фонологические навыки улучшают орфографические способности. Следовательно, те, кто лучше произносят, лучше читают, лучше пишут и более успешны в проведении фонетических и орфографических аналогий.

Из всего вышесказанного можно заключить, что обучающимся крайне необходимо обладать фонетико-фонологическими навыками, поскольку недостаточная их сформированность будет иметь негативные последствия для всего процесса изучения языка. Фактически, развитие таких навыков имеет решающее значение для успешного совершенствования других компетенций, включая аудирование, говорение, чтение и письмо. Также следует подчеркнуть важность обучения преподавателей произношения, что позволит им разрабатывать учебные программы, которые действительно отвечают потребностям обучающихся.

Список литературы:

1. Kelly, L.G. 25 Centuries of language teaching. / L.G. Kelly. — Rowley, MA: Newbury House. — 1969. — 474 p.

2. Gilbert, J. Pronunciation as orphan: What can be done? // As We Speak, newsletter of TESOL SPLIS. / J. Gilbert. — № 7 (2). — 2010. — P. 1–5.