Евразийский
научный
журнал

К вопросу о реализации социокультурного и коммуникативно-когнитивного подходов к организации иноязычного профессионального образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Окунева Екатерина Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2019»  (декабрь, 2019)
Количество просмотров статьи: 480
Показать PDF версию К вопросу о реализации социокультурного и коммуникативно-когнитивного подходов к организации иноязычного профессионального образования

Окунева Екатерина Анатольевна,
ГГУ им. Ф. Скорины,Окунева Екатерина Анатольевна,
Беларусь, г. Гомель
E-mail: katriona.p@gmail.com

Процессы глобализации и интеграции мировой экономики обусловливают необходимость эффективного взаимодействия представителей широкого круга профессий как на уровне межличностных деловых контактов, так и на уровне экономического и политического сотрудничества отдельных субъектов и целых стран. Поэтому неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов в вузе является владение иностранным языком.

Процесс обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов характеризуется следующими факторами: 1) недостаточное количество часов, выделяемое на изучение иностранного языка; 2) нерациональное использование этих часов на методически нецелесообразные приемы и способы обучения; 3) проблема содержания учебных материалов и недостаточная материальная база; 4) переполненность студенческих групп; 5) отсутствие реальных возможностей реализовать полученные знания иностранных языков (стажировки, обмен, турпоездки и т. д.) у большей части студентов; 6) низкая мотивация большинства студентов к изучению иностранных языков; 7) недостаточная базовая лингвистическая подготовка большинства студентов. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что до настоящего времени проблема интеграции иностранного языка в структуру профессиональной культуры специалиста не получила своего разрешения.

Для достижения цели формирования профессионала, обладающего иноязычной культурой, в вузе необходимо организовать такой образовательный процесс, который обеспечивает переход одного типа деятельности (учебной) в другой (профессиональный). В качестве решения данной проблемы предлагается внедрение в образовательный процесс неязыкового вуза модели профессионального иноязычного образования, разработанной на основе концепции развития индивидуальности в диалоге культур Е. И. Пассова. Содержание профессионального иноязычного образования четырехаспектно и включает в себя:

— познание, нацеленное на определение критериев отбора культуроведческого материала профессиональной направленности;

— развитие, направленное на совершенствование в целостной индивидуальности студента (как индивида, субъекта деятельности, личности) таких ее свойств, сторон, процессов, механизмов, которые играют наиболее важную роль для процессов познания, воспитания и учения;

— воспитание, понимаемое как процесс становления, обогащения и совершенствования духовного мира человека через творческое наследие (присвоение) всей доступной ему культуры;

— учение, которое нацелено на овладение теми речевыми умениями, которыми должен овладеть студент как средствами обучения — чтение, аудирование, говорение и письмо, а также собственно умение общаться.

К организации профессионального иноязычного образования может быть применён коммуникативно-когнитивный подход, реализация которого послужит достижению генеральной цели языкового образования, формирования поликультурной многоязычной личности, способной к межкультурному общению.

На занятии иностранного языка должны реализовываться основные принципы коммуникативного подхода: коммуникативность, ситуативность, функциональность, соизучение языка и культуры, аутентичность, диалог культур. Когнитивный подход в обучении означает учет как универсальных процессов познания, так и индивидуальных свойств, характеризующих познавательную манеру каждого индивида.

На практике это означает 1) обеспечение прохождения учеником естественных стадий познавательного процесса, что выражается в соблюдении методики обучения фонетической, лексической, грамматической сторонам речи и видам речевой деятельности; 2) упражнения должны быть направлены на тренировку учащихся в использовании стратегий, оптимальных для решаемой задачи, а также на предоставление учащемуся возможности извлечения максимума из уже имеющихся знаний и умений. Упражнения должны включать вопросы и задания на развитие памяти, внимания, логики, мышления, задания проблемного и творческого характера, активизирующих умственную и эмоциональную деятельность учащихся.