Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Кочнева Елена Витальевна
Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности использования аппликации как средства развития творческого воображения детей 4-5 лет, раскрываются педагогические условия организации данной работы.
Ключевые слова: творчество, творческое воображение, творческая деятельность, аппликация, дошкольник
Способность к творчеству является важной составляющей успешного развития личности. О значимости развития творческого начала ребенка свидетельствует усиление внимания исследователей к данной проблеме.
Основу развития творчества составляет воображение. Проблему воображения исследовали в отечественной психологии Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.М, Дьяченко, А.В. Брушлинский и др., в зарубежной психологии Т. Рибо, И.М. Розет, К. Тейлор и др. Сложность изучения воображения связана с тем, что с одной стороны, воображение часто отождествляется с другими процессами в силу своей взаимосвязи с ними, а с другой стороны, оно выделяется как самостоятельный процесс. Спорят исследователи и о природе воображения.
Воображение представляет собой процесс творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений, отсутствовавших ранее.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что наиболее часто исследователи рассматривают особенности развития воображения детей относительно старшего дошкольного возраста. Во многом это связано с тем, что именно в старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться творческое воображение. В тоже время, внимания к среднему возрасту в плане развития воображения уделяется незаслуженно мало, в результате чего воображение у детей развивается слабо и в старшем дошкольном возрасте это становится очевидным, в связи с чем, повышается активность педагогов в плане проведения специальной работы.
Средний дошкольный возраст является очень важной ступенью в развитии воображения, но в научно-методической литературе практически не представлены подходы, раскрывающие особенности, средства и условия развития воображения детей в данный возрастной период. Чаще всего в методической литературе для развития творческого воображения детей дошкольного возраста используется игра, рисование, гораздо реже – аппликация.
В тоже время в процессе анализа мы столкнулись с противоречием между повышенной значимостью развития воображения ребенка дошкольного возраста в контексте его личностного развития с одной стороны, и неразработанностью условий развития воображения детей среднего дошкольного возраста средствами аппликации с другой. Разрешение данного противоречия определило цель исследования.
Цель исследования: выявить особенности творческого воображения детей среднего дошкольного возраста и апробировать психолого-педагогические условия его развития в процессе аппликации.
Объект исследования: воображение детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста в процессе аппликации.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что творческое воображение характеризуется тем, что в процессе него образы создаются на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности, на основе предшествующего опыта.
В рамках данного исследования мы рассматриваем творческое воображение как один из видов воображения, основные отличия которого заключаются в том, что новые образы создаются в результате творческой деятельности.
Л.С. Выготский указывает, что творческая деятельность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что именно опыт выступает тем фундаментом, на основе которого развивается воображение [3].
Процесс творческого воображения включает ряд этапов: возникновение идеи, формирование замысла, реализация замысла (рис.1.).
Рис.1. Динамическая система развития творческого воображения
В среднем дошкольном возрасте воображение как психический процесс находится на стадии своего становления, он характеризуется подвижностью, неустойчивостью, изменчивостью и противоречивостью. Это обуславливает определённые недостатки в воображении ребёнка с одной стороны и важные достоинства воображения по сравнению с взрослым с другой стороны. В возрасте 4-5 лет формируются предпосылки развития творческого воображения. К ним относится обогащение опыта ребенка и развитие представлений, появление ступенчатого планирования, благодаря которому развивается возможность направленного словесного творчества.
Аппликация представляет собой способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и нанесенных разным способом на соответствующий фон.
Согласно работам Т.М. Комаровой, И.А. Лыковой, аппликация представляет собой простой и доступный способ создания художественного образа, отличающегося сохранностью реалистичной основы изображения. Благодаря этому, аппликация широко используется в различных целях: для изготовления наглядных пособий, флажков, игрушек, сувениров, стенгазет, выставок помещений и т.д.[4,5].
Аппликация может выступать нескольких видов: предметной, сюжетной, декоративной.
Предметная аппликация состоит из отдельных изображений. Благодаря ей дети учатся вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые часто носят обобщенный характер. Выполнение данного вида аппликации осуществляется постепенно.
Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой совокупность действий и событий, отраженных на бумаге. Она способствует развитию умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии с темой или сюжетом.
Кроме того, сюжетно-тематическая аппликация учит дошкольников вырезать предметы с учетом их размера, выделять основные предметы, связывать главных действующих лиц с местом действия, обстановкой, передавать характерные особенности персонажей через жесты, позу, одежду, окраску, развивает пространственную ориентировку.
Декоративная аппликация представляет вид орнаментальной деятельности, в ходе которой дети овладевают умением вырезать, объединять отдельные элементы украшения.
Итак, можно подытожить, что аппликация способствует формированию у детей определенных знаний, например о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме, композиции.
Аппликация способствует всестороннему развитию дошкольников. Умственному развитию помогает расширение запаса знаний, тренировка мыслительных операций при занятии аппликацией. Также на занятиях аппликацией создаются условия для развития таких качеств личности как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
Занятия аппликацией содействуют сенсорному воспитанию благодаря непосредственному чувственному знакомству с предметами, их свойствами и качествами.
Аппликация формирует основы трудовых умений и навыков. Работа с разными материалами благоприятно сказывается на формировании эстетического восприятия, развитии художественного вкуса.
А.Б. Амоков указывает, что при работе в технике аппликации используются определенные материалы, в частности, бумага разных фактур, которая берется плотно и подбирается в зависимости от содержания изображения по цвету и тону, элементы аппликации вырезаются из более эластичной бумаги с хорошей поверхностью.
В работе с бумагой дети используют такие инструменты как ножницы с закругленными концами, кисти для намазывания фигур, клей и т.д. Фигуры намазываются детьми на специальной чистой подстилке, роль которой может выполнять лист белой бумаги [1].
Материал аппликации - бумага, ткань, кожа, мех, природный материал. Дошкольники способны использовать такие выразительные средства, как силуэт, который носит стилизованный характер или детализированный силуэт. Цвет так же является изобразительным средством, при этом имеет значение яркость. Выразительным специфическим средством аппликации является фон. Большую роль в создании аппликативного образа играет композиция, композиция тесно связана с форматом. Способность точно подобрать размер и форму фона в соответствии с композиционным решением, является проявлением достаточно высокого уровня художественных умений ребенка. В зависимости от выбора материала в аппликации существует несколько способов прикрепления силуэта к фону. Силуэт можно приклеивать клейстером, клеем ПВА, пришивать.
В средней группе внимание направляется на обучение детей техника работы с ножницами. В течение учебного года дети должны овладеть различными приемами вырезания правильно держать ножницы, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы, вырезать предметы округлой формы, совершенствовать технику наклеивания. Обучение аппликативному изображению опять связывается с созданием правильных геометрических форм и простейших конструкций, а представление детей о деятельности все дальше удаляется от ее художественно-образных возможностей.
В среднем дошкольном возрасте аппликация является одним из самых любимых видов деятельности детей. На занятиях аппликацией дети осваивают разнообразные умения, которые влияют не только на их общее развитие, но и на развитие воображения.
К этим умениям относятся: развитие сенсорных эталонов, благодаря которым дети учатся соотносить предметы по цвету, форме и величине, это эстетические чувства, помогающие детям гармонично сочетать разные цвета и формы в одном образе, это пространственная ориентировка, помогающая детям правильно оформлять свой образ.
На занятиях аппликацией реализуются последовательно определенные этапы выполнения аппликации. Прежде всего, по мнению З.А. Богатеевой, это обследование. Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предметов. В процессе такого восприятия также происходи не только обогащение представлений детей, но и формирование у них определенных навыков, необходимых для самостоятельного выполнения аппликаций. Сюда относятся и технические умения, умение пользоваться ножницами, обводить трафареты, намазывать детали клеем и т.д. [4].
Знакомясь с аппликацией, дети также знакомятся с разнообразными материалами, разными видами тканей, бумаги, кожи, соломы и других видов материалов. Все эти материалы обладают разными свойствами, они обогащают представления детей и создают почву для фантазии. При этом ключевым условием является наличие у детей интереса к процессу.
Как отмечает О.А. Малик, включение в процесс восприятия и последующего изображения операции анализа, сравнения уподобления, установление сходства и различия предметов способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста [6].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что аппликация выступает одним из средств развития творческого воображения детей дошкольного возраста. По своему характеру аппликация уже предполагает создание образов из отдельных элементов, мысленное представление результата, возможность варьировать деталями, материалами, что формирует у детей разные идеи и механизмы их воплощения. Способствует развитию творческого воображения в процессе аппликации наличие у детей интереса к аппликации как виду изобразительной деятельности; последовательное овладение операциями воображения; усложнение способов создания аппликации (от создания «по образцу» до создания «по замыслу»); система занятий, направленная на развитие творческого воображения.
Литература
Амоков А.Б. Искусство аппликации. Кн. Для занятий с детьми младшего и среднего возраста. М: «Школьная Пресса», 2012. 228 с.
Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М.: Просвещение, 2008. 224 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2011. 94 с.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: «Мозаика-Синтез», 2005. 182 с.
Лыкова И.А Экспериментирование в изобразительной деятельности // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции / Отв. ред. В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова. - М.: Аванти, 2010. - С.157-158.
Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников.М.: ТЦ Сфера, 2009. 96 с.