Евразийский
научный
журнал

К вопросу о преподавании права

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Воропаев Иван Александрович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2612
Показать PDF версию К вопросу о преподавании права

Воропаев Иван Александрович
МФ МГТУ им. Н.Э.Баумана
(Бывший МГУЛеса)
Кафедра «Педагогики и психологии»
E-mail: vania.voropaev@yandex.ru

Аннотацция: в данной статье рассмотрена необходимость включения обособленной дисциплины «Право» в обязательный общеобразовательный компонент гуманитарного блока предметов в целях формирования законопослушности и снижения противоправности деяний.

Ключевые слова: право, всеобщий, законопослушность, порядок, обязанность.

Topic: question about the teaching of law

Annotate: this article discusses the need for the inclusion of a separate discipline of «law» in mandatory General education component Humanities block objects in order to create law-abiding and reducing the wrongfulness of acts.

Key words: law, universal, law, order, duty.

Переход человечества от индустриального общества к постиндустриальному ознаменовал начало новой эпохи — эпохи информации и информационных технологий. Владение, пользование, распоряжение информацией является не только нашим правом, но и представляет собой наложение на граждан некоторых обязанностей.

Сегодня каждый человек владеет колосальным количеством информации. При этом он часто не задумывается, куда и где её можно применить?

Некоторые люди начинают применять информацию «не по адресу» или во все кидаются ею просто так. Хорошо, когда это заканчивается без тяжелых постедствий, но чаше всего человек, не понимая, преступает закон.

Законопослушность и правопорядок с теоретической точки зрения в постиндустриальном обществе должны достигаться автоматически. Все люди владеют информацией, все люди грамотные и знают свои права. Но на практике эта теория сталкивается с миллионами «подводных камней», которые полностью разрушают ее.

Начнем мы с того, что граждане, элементарно, не знают Конституционных прав и обязанностей, юридически безграмотны и не образованы в правовых вопросах.

В системе образования только в теориии существует единая «линия» преподавания права, но по факту — это да же не отрезки одного целого.

Программа предмета «Обществознание» в школьном курсе включает в себя узкий блок преподавания и изучения права, социологии, экономики, политологии, духовной сферы общества. При изучении блока «Право» в разрезе обществознания, школьников пытаются научить использовать право в свою пользу (выучить права и обязанности).

Программа правоведения в разрезе техникума больше ориентирована на изучение правовых основ профессиональной деятельности. Основы и программа преподавания предмета «Обществознание» полностью повторяются припреподвании предмета «Право». По факту получается, что обучающимся вновь преподают азы права, так как при изучении программы в школе подросток решал совершенно другие задачи.

Программа правоведения в высших учебных заведениях более расширена, чем в школах и колледжах. Педагогу предоставляется больше времени на формирование знаний у обучающихся. Но опять же, это время в большинстве случаев уходит на «латание старых дыр»: студент доучивает то, что когда — то не выучил. И в результате получает минимум новых знаний.

Из вышеизложенного видно, что ни в школе, ни в колледже, и даже ни в университете не происходит полноценного изучения и формирования правового сознания у обучающихся. Идут отрывки знаний.

После выхода из университетов и колледжей молодые специалисты начинают применять свои знания на практике. И что же?

Мы наблюдаем действие поговорки: «Закон, что дышло — куда повернул, туда и вышло». Специалисты вроде бы и имеют основы правовых знаний, но, в целом, не представляют, что им делать. Поэтому каждый пытается вывернуть жёсткую норму закона в свою сторону.

Кругом говорят о формировании морали и нравственности, но никто не говорит о праве. Все считают право само собой разумеющимся. По факту право занимает более высшую ступень, чем мораль. Нельзя сформировать мораль, а тем более нравственность без права.

Право — один из видов регуляторов общественных отношений, система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных государством правил поведения [1].

Исходя из определения, слова «общеобязательных»«, «гарантированных государством» ставят право выше морали, а тем более нравственности. Но все же право, мораль и нравственность являют собой нераздельный блок.

Право представляет собой знания, мораль — то же знания, но не закреепленные в законе, нравственность — степень выполнения норм морали. Обоснованно можно сказать, что нравственность — это показатель воспитанности человека.

Д.И. Менделеев в одном из своих трудов написал: "Знание без воспитания — меч в руках сумашедшего«[2]. Система образования даёт человеку только поверхностные знания и воспитание, но не формирует единого правосознания в целом однобоко готовит человека к жизни и трудовой деятельности. Специалист может ответить на большинство профессиональных вопросов, но не может ответить на вопрос правового зарактера. Сегодня каждый человек в повседневной жизни сталкивается с вопросами правового характера и введу недостатка полученных знаний начинает «выкручивать» норму права как ему хочется, а так как на местах в системе правосудия находятся не всегда лица с юридическим образованием мы наблюдаем, что система правосудия и законотворчества «хромает».

Внесение изменений в курс школьной программы обучения, выделение из «Обществознания» отдельного предмета «Право», — даст возможность педагогу сформировать полноценную базу знаний у школьника.

В разрезе школьной программы необходимо рассматривать вопросы Основ Конституционного строя и правовых основ различных разделов права.

Внесение изменений в систему высшего образования путем расширения курса «Правоведение», не касаясь юридических учебных заведений, даст педагогу возможность расшиирить и преумножить полученные в школе или техникуме знания.

На каждом этапе: в школе, техникуме, высшем учебном заведении, — педагоги должны не формально относиться к преподаванию данного предмета, а обязаны формировать отрицательное отношение к проступкам и правонарушениям, формируя единое правовое сознание у человека.

В предыдущей статье «Особенности преподавания права, как одного из методов формирования законопослушного поведения и предотвращения рецидива в исправительных колониях для несовершеннолетних» мы обосновали, что преподавание права может предотвратить рецедив и сформировать законопослушное поведение. Необходимо проводить такую работу во всех слоях населения, особенно с лицами школьного возраста, т.к. чувствуя свою безнаказанность подростки часто совершают административные проступки и немного реже уголовныее преступления.

К сожалению, с расширением сферы информации, наша система образования, отвечая потребностям рынка, массово начала готовить юристов, затем экономистов. Но это оказалось ни к чему. В целом, ситуация с уровнем правосознания населения остаётся плачевной.

По статистике Генеральной Прокуратуры Российской Федерации наибольшее количество преступлений совершено на территории города Москвы и Московской области, за 3 первых месяца 2017 года — более 8 446 случаев. Это объясняется наибольшей плотностью населения в этих регионах (рисунок 1) [3].

prepprv_1.png

Рисунок 1 Карта — схема совершённых преступлений (Москва и МО)

Наименьшее количество преступлений зарегистрировано в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, Калининградской области, республики Крым, центральной России, где количество зарегистрированных случаев не превышаает 2 143. (рисунок 2).

prepprv_2.png

Рисунок 2 Карта — схема совершенных преступлений

В целом, на территории Российской Федерации по данным Генеральной Прокуратуры за январь 2017 года зарегистрировано 155 078 преступлений.

Приведем карту — схему с привязкой совершенных преступлений к регионам Российской Федерации (рисунок 3).

Не смотря на то, что в нашей стране достаточно высокие цифры преступности, РоссийскаяФедерация занимает далеко не первые места по количеству совершенных преступлений. К примеру, по уровню убийств мы занимаем 5 место в мировом рейтинге, после Индии, Бразилии, мексики и США; по количеству осужденных лиц — 3 место, оставив впереди такие страны, как США и Китай. «За решеткой» в России находятся 697 800 преступников.

prepprv_3.png

Рисунок 3 Карта — схема совершенных преступлений в регионах России

(темным выделены района, с максимальным количеством преступлений)

Если посмотреть социальный портрет преступности в разрезе по образованию, то можно увидеть, что большинство преступлений совершено людьми с начальным и основным общим образованием (рисунок 4).

prepprv_4.png

Рисунок 4 Социальный портрет преступности (по образованию)

Это подтверждает тот факт, что особое внимание необходимо уделять преподаванию предмета «Право» в школе.

На территории Московской области в г.о. Балашиха с 2013 года работает МБОУ средняя общеобразовательная «Школа № 30». В данном образовательном учреждении школьники 10 — 11 классов «Гуманитарно — правового» профиля изучают отдельно от курса «Обществознание» курс «Право».

В рамках такого преподавания курса рассматриваются все отрасли права и формируется чёткое правосознание. Обучающиеся становятся более дисциплинированными, имеют чёткую позицию по ряду правовых вопросов, грамотно высказывают свои мысли, поддерживают дискуссии по различным вопросам, обоснованно отстаивают свою точку зрения и позицию.

Так же школьники чувствуют себя более раскрепощёнными с педагогами и сотрудниками школы, что положительно сказывается на общем фоне успеваемости класса гуманитарно — правового профиля обучения.

Школьникам существенно проще становится сдать Единый государственный экзамен по обществознанию, поступить в высшее учебное заведение.

За 4 года ни один из выпускников школы не имел проблем с законом. В ряде случаев обучающиеся смогли применить свои знания и грамотно защитить себя.

Это подтверждает положительное влияние преподавания обособленного курса «Право» в системе школьного образования.

Проблема правовой необразованности населения скрывает под собой множество отрицательных факторов как для самого населения, так и для учреждений, призванных охранять закон и правопорядок.

Люди в трудных ситуациях элементарно не знают, что делать. В это же время находятся злоумышленники, которые пытаются в очередной раз обмануть человека, который ввиду своей правовой необразованности доверяется и попадает в более сложную ситуацию.

К примеру, в системе права США, у каждой семьи есть свой юрист или адвокат, который всегда придёт на помощь. Это обусловлено как системой права, так и системой демократических основ, действующей там уже более 100 лет.

В Российской Федерации население склонно действовать самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних лиц. Это диктуется как особенностями национального характера, так и коммерческой основой всех действий юристов или адвокатов.

Министерством образования и науки Российской Федерации обращено внимание на преподавание религиозных основ как одного из факторов формирования нравственного поведения, но при этом не обращено внимание на формирование правового поведения, как уже говорилось получается однобокое воспитание и формирование знаний.

Естественно, что нельзя не учитывать мнения родителей, самих обучающихся и педагогов.

Участникам форума «Большой вопрос» был задан вопрос: «Нужно ли преподавать в школе экономику и право, как отдельные предметы?» Ответы участников открытого форума были предельно ясны, в общей массе участники высказались: да, необходимо (74%) [4].

Голосование по данному вопросу на сайте «ПравоБлог» так же показало, что подавляющее большинство родителей хотят видеть в дневниках своих детей отдельный предмет «Правоведение» (болеее 85%) [5].

Голосование, проводимое на Тюменском региональном портале «Nash Gorod» показало, что 83% проголосовавших, за то, что бы на ряду с биологией и химией ввели в систему очубения основы права [6].

Необходимо просвящать население и формировать его правовое сознание и юридическую грамотность, не взирая ни на его социальный статус, ни на его возрастной состав, ведь в любом случае «Все равны перед законом и Судом» (статья 19 Конституции Российской Федерации) [7].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Право. Википедия. Электронный ресурс. URl: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE
  2. Русская народная линия. Электронный ресурс URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/04/25/znaniya_bez_vospitaniya_-_mech_v_rukah_sumasshedshego/
  3. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. Электронный ресурс URL: http://crimestat.ru/offenses_map
  4. «Большой вопрос», категория Образование. Электронный ресурс URL: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/76665-nuzhno-li-prepodavat-v-shkole-ekonomiku-i-pravo-kak-otdelnye-predmety.html
  5. «ПравоБлог». Блок: Образование. Электронный ресурс URL: http://blog.pravo.ru/blog/school/446.html#comment9540
  6. Тюменский региональный портал «Nash Gorod». Электронный ресурс URL: http://www.nashgorod.ru/forum/archive_viewtopic.php?f=1&t=258991
  7. Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. N 9. Ст. 851. Электронный ресурс URL: https://rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html