Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

К вопросу о модернизации норм Конституции России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Антонцев Антон Александрович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 2158
Показать PDF версию К вопросу о модернизации норм Конституции России

Антонцев Антон Александрович
студент 1 курса
Ростовского института (филиала)
ФГБОУ ВО ВГУЮ (РПА Минюста России)
antontsev07@mail.ru

Опираясь на исторические и статистические данные, а также с использованием результатов конституционно-правовых исследований, в статье предпринята попытка анализа текущего состояния Конституции, а также возможности ее модернизации.

Ключевые слова: история принятия Конституции, Конституция Российской Федерации, анализ, парламентский контроль.

Глубокие фундаментальные перемены, произошедшие на рубеже 80х-90х годов, выявили необходимость разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации. Поводом к этому решению послужил переход России из союзной республи­ки в составе СССР в суверенное, независимое, самостоятельное государство – Российскую Федерацию. А так же происходили изменения самих основ общественного строя – экономические, социальные, политические и духовные. Не стоит забывать и об измене общественно-политических сил, результатом чего стало отвержение обществом тоталитарного социализма и переход на демократический путь развития, итогом которого стало создание новых институтов, государственных органов и появление многопартийности. Используя методы, ранее применявшиеся в исследовании историко-правовой и государственно-правовой проблематики [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11], рассмотрим вопрос о модернизации норм Конституции РФ 1993 г.

За 20 лет накопилось немало мнений и критических замечаний о недостатках юридической техники, формулировок норм Конституции, многие из которых, безусловно, справедливы. Сегодня же, по прошествии достаточного времени мы видим, что вопрос об изменении Конституции РФ остается нерешенным и спорным. При этом правовой потенциал Конституции далеко не исчерпан. Это очень гибкий документ, благодаря которому можно вносить поправки во все сферы деятельности общества и государства в целом. При этом поражает воображение предложение бывшего экс-заместителя президента Кировской области Марии Гайдар, которая заявила, что Конституция нуждается в полной отмене: «Я много лет выступала за соблюдение Конституции РФ, а сейчас поняла, что надо требовать ее отмены. Те права и свободы, которые гарантируются гражданам, все равно не соблюдаются, а соблюдается только то, что служит этому режиму и позволяет ему сохранять свою легитимность. [12]

Мы должны понимать полную абсурдность и необоснованность таких заявлений, ведь Конституция прекрасно выдержала испытание временем, она:

- предотвратила срыв страны в анархию, дала ей основные правила жизни;

- способствовала сохранению целостности российского государства;

- четко обозначила демократические приоритеты правового развития России;

- создала первую нормативную основу для общественного согласия и стала важнейшим фактором социально-правовой стабильности;

- обеспечила достойное вхождение России в европейское и мировое правовое пространство. [13]

В тоже время не стоит отказываться от менее радикальных действий по отношению к Конституции. Это внесение точечных либо коренных поправок. Например, важно однозначно определить порядок формирования и все вопросы, связанные с компетенцией Совета Федерации. За время, прошедшее со времени принятия Конституции, в стране произошли кардинальные изменения, изменилась политическая и социально-экономическая конъюнктура. Сложно не согласиться, что Конституция РФ как высший нормативный правовой акт устаревает со временем, особенно по прошествии десятилетий. Объективно установившийся новый порядок в стране требует закрепления всех изменений на высшем правовом уровне.

Роль парламента должна возрастать, предпосылками к этому является расширение полномочий и компетенции Совета Федерации, в частности, осуществление им парламентского контроля. Считаем, что нынешнему законодателю, избранному на выборах в сентябре 2016 г. следует серьезно подумать над предложением О.Г. Румянцева, который совершенно справедливо настаивает на том, что текст Основного закона РФ нуждается новой главе «Парламентский контроль» [14]. Данной главой Конституции можно будет создать новый образ правления, реально сформировать действующий механизм взаимного контроля ветвей власти. Считаем, что именно такая структура взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью, закрепленная в нормах высшей юридической силы позволит наделить парламент реальными полномочиями: давать согласие на назначение отдельных министров; ставить вопрос об отставке министров, премьер-министра, правительства в целом. Это направление – именно то, к чему, на наш взгляд, следует стремиться депутатам седьмого созыва Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Библиографический список

  1. Апольский Е.А., Плешков Е.В. «Декреты» Бурхарда как символ компиляций канонического права X-XI вв. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. № 4. С. 51-56.
  2. Плешков Е.В., Апольский Е.А. Особенности становления и раннего развития канонического права (до V века н.э.) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 4 (8). С. 143-146.
  3. Апольский Е.А. Дореволюционная диссертационная разработка римского частного права // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 12. С. 85-90.
  4. Апольский Е.А. История учений о гражданском праве в диссертационных исследованиях университетов Российской империи: монография. – Ставрополь, 2007.
  5. Апольский Е.А. Гражданское право и процесс в диссертациях университетов Российской империи // Закон и право. 2006. № 4. С. 45-46.
  6. Плешков Е.В., Апольский Е.А. Текущие проблемы и перспективы осуществления местного самоуправления на Юге России (на примере Ставропольского края и Ростовской области) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 2 (6). С. 243-246.
  7. Гончаров Е.И. Проблемы правового регулирования частной собственности на природные ресурсы в России // Юрист Юга России и Закавказья. 2015. № 3 (11). С. 44-47.
  8. Гончаров Е.И. Самозащита гражданских прав и свобод человека и гражданина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Волгоградская академия МВД России. Волгоград, 2006.
  9. Гончаров Е.И. Самозащита гражданских прав и свобод человека и гражданина (конституционно-правовой аспект). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ростов-на-Дону, 2006.
  10. Гончаров Е.И. Право на самозащиту как одна из форм защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. № S22. С. 81-83.
  11. Гончаров Е.И. Вопросы реализации самозащиты прав и свобод человека и гражданина в гражданском законодательстве Российской Федерации // Гражданское право. 2006. № 3. С. 13-17.
  12. Омутнинские Вести. Официальный ресурс http://omvesti.ru.
  13. Валерий Зорькин, председатель конституционного суда России. Официальный ресурс https://rg.ru.
  14. Румянцев О.Г. Нужен серьезный «ремонт» Конституции // Неприкосновенный запас. – 2003. - № 6 (92). Информационный ресурс: http://nlobooks.ru/node/4223.