Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Антонцев Антон Александрович
студент 1 курса
Ростовского института (филиала)
ФГБОУ ВО ВГУЮ (РПА Минюста России)
antontsev07@mail.ru
Опираясь на исторические и статистические данные, а также с использованием результатов конституционно-правовых исследований, в статье предпринята попытка анализа текущего состояния Конституции, а также возможности ее модернизации.
Ключевые слова: история принятия Конституции, Конституция Российской Федерации, анализ, парламентский контроль.
Глубокие фундаментальные перемены, произошедшие на рубеже 80х-90х годов, выявили необходимость разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации. Поводом к этому решению послужил переход России из союзной республики в составе СССР в суверенное, независимое, самостоятельное государство – Российскую Федерацию. А так же происходили изменения самих основ общественного строя – экономические, социальные, политические и духовные. Не стоит забывать и об измене общественно-политических сил, результатом чего стало отвержение обществом тоталитарного социализма и переход на демократический путь развития, итогом которого стало создание новых институтов, государственных органов и появление многопартийности. Используя методы, ранее применявшиеся в исследовании историко-правовой и государственно-правовой проблематики [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11], рассмотрим вопрос о модернизации норм Конституции РФ 1993 г.
За 20 лет накопилось немало мнений и критических замечаний о недостатках юридической техники, формулировок норм Конституции, многие из которых, безусловно, справедливы. Сегодня же, по прошествии достаточного времени мы видим, что вопрос об изменении Конституции РФ остается нерешенным и спорным. При этом правовой потенциал Конституции далеко не исчерпан. Это очень гибкий документ, благодаря которому можно вносить поправки во все сферы деятельности общества и государства в целом. При этом поражает воображение предложение бывшего экс-заместителя президента Кировской области Марии Гайдар, которая заявила, что Конституция нуждается в полной отмене: «Я много лет выступала за соблюдение Конституции РФ, а сейчас поняла, что надо требовать ее отмены. Те права и свободы, которые гарантируются гражданам, все равно не соблюдаются, а соблюдается только то, что служит этому режиму и позволяет ему сохранять свою легитимность. [12]
Мы должны понимать полную абсурдность и необоснованность таких заявлений, ведь Конституция прекрасно выдержала испытание временем, она:
- предотвратила срыв страны в анархию, дала ей основные правила жизни;
- способствовала сохранению целостности российского государства;
- четко обозначила демократические приоритеты правового развития России;
- создала первую нормативную основу для общественного согласия и стала важнейшим фактором социально-правовой стабильности;
- обеспечила достойное вхождение России в европейское и мировое правовое пространство. [13]
В тоже время не стоит отказываться от менее радикальных действий по отношению к Конституции. Это внесение точечных либо коренных поправок. Например, важно однозначно определить порядок формирования и все вопросы, связанные с компетенцией Совета Федерации. За время, прошедшее со времени принятия Конституции, в стране произошли кардинальные изменения, изменилась политическая и социально-экономическая конъюнктура. Сложно не согласиться, что Конституция РФ как высший нормативный правовой акт устаревает со временем, особенно по прошествии десятилетий. Объективно установившийся новый порядок в стране требует закрепления всех изменений на высшем правовом уровне.
Роль парламента должна возрастать, предпосылками к этому является расширение полномочий и компетенции Совета Федерации, в частности, осуществление им парламентского контроля. Считаем, что нынешнему законодателю, избранному на выборах в сентябре 2016 г. следует серьезно подумать над предложением О.Г. Румянцева, который совершенно справедливо настаивает на том, что текст Основного закона РФ нуждается новой главе «Парламентский контроль» [14]. Данной главой Конституции можно будет создать новый образ правления, реально сформировать действующий механизм взаимного контроля ветвей власти. Считаем, что именно такая структура взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью, закрепленная в нормах высшей юридической силы позволит наделить парламент реальными полномочиями: давать согласие на назначение отдельных министров; ставить вопрос об отставке министров, премьер-министра, правительства в целом. Это направление – именно то, к чему, на наш взгляд, следует стремиться депутатам седьмого созыва Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Библиографический список