Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
В статье рассматриваются вопросы организации процесса товародвижения в регионе с использованием инструментария логистического менеджмента: дана сущностная характеристика, определены формы, выделены группы функций, дана оценка уровеня оптимизации логистической системы.
Ключевые слова: логистическая организация, процесс товародвижения, логистический менеджмент, уровень оптимизации логистической системы.
В качестве теоретико-методологических принципов формирования логистической концепции управления товародвижением в регионе можно использовать основные направления глобализации логистики, сформулированные президентом Совета логистического менеджмента Дэвидом Тарром (США). В изложении авторов учебного пособия "Глобальные логистические системы" [1, 28-29] эти направления включают:
- потребность снижения логистических издержек и улучшения логистического сервиса;
- необходимость увеличения объема продаж за счет освоения новых рынков, в частности за рубежом, что неизбежно требует продуманных логистических стратегий и решений по качеству продукции (сервиса);
- появление международных логистических посредников с развитой глобальной инфраструктурой, включая технические средства и информационные технологии, обеспечивающие достижение стратегических логистических решений транснациональных корпораций;
- развитие компаний с действительно широким международным разделением труда, подкрепленным самыми современными информационно-компьютерными технологиями и системами, являющимися основой экстенсивной функциональной интеграции между партнерами в глобальных логистических цепях;
- дальнейшее развитие процессов международной торговли (в частности, в рамках UNCTAD), дерегулирование транспорта, уменьшение экологической нагрузки и внедрение инноваций в инфраструктуры глобальных логистических сетей.
Попытка перенести данные положения на уровень региона привела к следующим выводам:
1) необходимо постоянно снижать логистические издержки товародвижения, с учетом постоянного повышения качества логистического сервиса;
2) создание системы региональных и межрегиональных оптовых рынков для снятия административно-правовых барьеров в региональных системах товародвижения;
3) постоянное освоение новых рынков, для расширения масштабов товарного обмена и повышения эффективности производства;
4) развитие логистической инфраструктуры региона, сопряженной с логистической инфраструктурой других регионов и стран;
5) создание региональной логистической системы товародвижения, подкрепленной самыми современными информационными технологиями, вплоть до организации подсистемы информационного обеспечения;
6) разработка и реализация комплексных программ развития регионов РФ, с учетом логистической организации товародвижения.
В логистической организации товародвижения, логистический менеджмент может выступать в нескольких формах, которые определяются характером функционирующих логистических систем. Следует выделять микрологистические системы товародвижения, макрологистические системы товародвижения и глобальные логистические системы товародвижения. Поскольку микрологистическая система ограничена рамками отдельно взятой фирмы, то следует говорить о логистическом менеджменте в соответствующей фирме. Учитывая большое разнообразие макрологистических систем, остановимся только на региональной логистической системе товародвижения, в рамках которой логистический менеджмент тоже имеет место. В отличие от логистического менеджмента фирмы, логистический менеджмент региона как правило не имеет четко выраженной организационной структуры. Логистический менеджмент в глобальной логистике, строится на базе международных организаций и соглашений в торговли, грузоперевозок и других логистических функций.
Концептуальные основы логистического менеджмента региональных систем товародвижения должны включать [2, 23-27]:
1) сущностную характеристику логистического менеджмента;
2) место логистического менеджмента в региональных системах товародвижения;
3) основные формы организации логистического менеджмента в регионе.
Сущностную характеристику логистического менеджмента определяют две составляющие: 1) логистика; 2) менеджмент. Под логистикой понимают науку и практику управления экономическими потоками в хозяйственных системах. Под менеджментов в хозяйственных системах обычно понимают совокупность средств и форм управления производственно-хозяйственной деятельностью фирмы для достижения ее стратегических, тактических и оперативных целей.
Учитывая, что концептуальные основы логистического менеджмента формулируются применительно к региональным системам товародвижения, можно констатировать, что сущностная характеристика логистического менеджмента в данном случае выражается в совокупности средств и форм управления экономическими потоками в региональных системах товародвижения с целью наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов общества в процессе социально-экономического развития региона [3, 201]. При этом, во-первых, синтезированы существующие концепции логистики и менеджмента; во-вторых, конкретизированы объекты управления как экономические потоки в регионе; в-третьих, показана необходимость эффективного использования ограниченных ресурсов, находящихся в процессе товародвижения; в-четвертых, определены цели логистического менеджмента во взаимосвязи со стратегией и тактикой социально-экономического развития региона.
Условно в логистическом менеджменте систем товародвижения можно выделить 2 группы функций: первая включает общеуправленческие функции, т.е. функции, присущие фактически любой системе управления хозяйственными объектами (целеполагание, планирование, организация, стимулирование, контроль, учет, анализ); вторая - отражает специфику объекта управления, что в нашем случае включает основные функции товародвижения (закупки, хранение, транспортировка, распределение и т.д.).
Целеполагание в логистическом менеджменте региональных систем товародвижения можно строить на методологической основе, предложенной Ф.Котлером для стратегических бизнес-единиц (СБЕ), что он называет управлением по целям (УЦ) - [4, 137]. Для эффективного УЦ цели СБЕ должны отвечать следующим критериям:
- во-первых, цели должны быть организованы в иерархическую структуру - от первостепенной до вторичной;
- во-вторых, в формулировке цели, где это только возможно должны присутствовать конкретные показатели и цифры;
- в-третьих, цели должны быть реальными, вытекать из анализа возможностей СБЕ, а не из пожеланий и предположений высшего менеджмента;
- в-четвертых, цели компании должны быть последовательными и непротиворечивыми.
Используя теорию субоптимизации, разработанную Дж.ван Гигом [5, 189-191], можно оценить уровень оптимизации логистической системы товародвижения в регионе, на основе следующих утверждений:
1. Субоптимальное состояние системы, состоящей из подсистем менее эффективно, чем оптимальное состояние такой системы:
где SSi*– субоптимальное состояние подсистемы SS;
SSi** – оптимальное состояние системы в целом.
2. Оптимизация каждой подсистемы из множества всех подсистем приводит к субоптимальному состоянию, составленной из всех этих подсистем:
3. Оптимальное состояние каждой подсистемы в системе менее эффективно, чем оптимальное состояние системы:
4. Оптимизация состояния полной системы приводит к субоптимальным состояниям множества составляющих полную подсистему подсистем:
5. Оптимизация каждой из подсистем полной системы не приводит к столь же хорошему состоянию полной системы, как в случае субоптимизации подсистем:
Таким образом, основным критерием эффективности логистического менеджмента в региональных системах товародвижения следует считать приоритет суммарной оптимизации всей системы, над суммой субоптимальных состояний, входящих в нее подсистем.
Список литературы.
1. Сергеев В.И. и др. Глобальные логистические системы: Учебное пособие/В.И. Сергеев, А.А. Кизим, П.А. Эльяневич; Под общ. ред. В.И. Сергеева.-СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресс», 2001.-240 с.
2. Стаханов Д.В. Теоретико-методологические основы логистизации региональных систем товародвижения. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук/ Ростов-на-Дону, 2002.
3. Стаханов Д.В., Мамонтова К.А. Использование логистического менеджмента в региональных системах товародвижения. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2013.№ 1 с. С. 201-207.
4. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент / Пер. с англ. Под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Коптуревского.- СПб, Издательство «Питер», 2000.-896 с.
5. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. В 2-х кн.: Пер. с англ.- М.: Мир, 1981.- Кн 1.-341 с.