Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

К типологии садов Бухарского оазиса

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Xadjibayeva Nigora Xamidjanovna
Рубрика: Архитектура
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1732
Показать PDF версию К типологии садов Бухарского оазиса

Хаджибаева Нигора Хамитджановна
Старший преподаватель
кафедры «Промышленный дизайн»
ТГТУ им И.Каримова, Узбекистан, г.Ташкент

Бухара — древний город, овеянный легендами. Его памятники архитектуры известны всему миру и являются всемирным достоянием. Менее известны ее замечательные садово-парковые ансамбли. Наиболее ранние сведения о садах Бухары IX — X вв. содержатся в рукописи Мухаммада Наршахи ( X в.) «История Бухары», переведенной в XII в. с арабского языка на фарси Кубави [3, с. 38]. Наршахи писал: «В Бухаре нет места и жилища лучше, чем прекрасное, похожее на рай Джуи-Муллиян, потому что вся эта местность занята дворцами, парками, цветни­ками, фруктовыми садами и водами, постоянно текущими по ее рощам. Каналы пересекаются между собой и проведены по тысяче направлений в сторону рощ и цветников» [3, с. 37].

В наше время одним из известных отечественных исследователей Бухарского оазиса, является доктор архитектуры М.Юсупова.

Анализ планов садово-парковых ансамблей Бухарского оазиса, позволяет выделить несколько типов:

1. при светских (чаще загородных) дворцах и богатых домах:

К эпохе Темуридов уже были выработаны определенные каноны создания сада чарбаг, которые в 1515- 1516 г. были изложены в земледельческом трактате «Иршад-уз зироат илмил хиросат», написанном в Герате и посвященном главному строителю-меценату Алишеру Навои [4, с. 30]. В этом трактате в главе «О посадке саженцев, цветов, деревьев, душистых трав, об устройстве чарбага и последовательности его возведения» был рекомендован следующий «типовой» чарбаг — в прямоугольном, окруженном стеной саду с правильной ориентацией по странам света выделялись две оси — дорожки с каналом, а на пересечении осей устроен водоем. На главной оси, ведущей от входного портала в глубь сада, размещалось жилое здание, являющееся основной высотной и монументальной доминантой чарбага. Перед иморатом (зданием) устраивали вымощенный дворик — пешгох, к которому примыкал бассейн. В усадьбу вел портальный вход, внутренний периметр дувала — глинобитной стены обводили арыки-канавки и ряд тополей. Каждая из двух четвертей участка делилась в свою очередь еще на четыре части, образуя так называемый «чарчаман». Остальная часть участка засаживалась, соответственно рекомендациям, различными плодовыми и декоративными деревьями и разнообразными цветами. Таким образом, создавался райский сад — парадиз. Примечательно, что в «Иршад-уз Зироат...» рекомендовались строгая ориентация жилого корпуса по линии север-юг с раскрытием айвана на север.

Все это говорит об общности и преемственности традиций садово-паркового искусства Средней Азии и Хорасана в XV — XVIII вв. Так, один из садов Бухары первой половины XVI в. был создан Мирак Сайд Гиясом (ум. в 1546 г.). Он был агрономом, крупным специалистом из Хорасана, «без совета которого в его городе не строилось ни одного здания и который разработал много планов садов-парков и подземных гидротехнических сооружений» [5, с. 29]. Оказавшись в Бухаре, где его весьма высоко ценил правитель Убайдуллахан, он возвел такой сад, который, по словам Хасанходжи Нисорий, напоминал «Колонны бога Эрам». Здесь были высажены различные плодовые и декоративные деревья и цветы, уподобляющие его райскому саду и много каналов (арыков) с прозрачной водой.

Хочеться отметить, что описание сада Убайдуллахана начала XVIII в. точь-в-точь совпадает с описанием сада Амира Темура конца XIV в. «Дилькушо». Как, пишет автор XV в. Шарафиддином Али Яздий [7, с. 91-92], сад «Дилькушо» был заложен по приказу сахибкирана на Канигиле под Самаркандом в 1396 г. В обоих садах тот же квадратный, идентичный по размерам план с входами на каждой стороне, та же четырех-частность — чарбаг, и те же трех- и шестиугольные цветники [8, с. 248]. Идентичен им, по размерам и планировке, другой сад Темура — «Боги- Hay».

Представление о чарбагах XVII — XVIII вв. может дать так же, чарбаг Ханабад, созданный по приказу правителя Убайдуллахана II в 1709 г. в западной части Бухары, близ ворот Талипоч. В его создании участвовали специалисты из Бухары, Балха и др. [2, с. 191]. Которые, объединив несколько садов, создали квадратный в плане (1500 гязов в стороне — около 1000 м) чарбаг, разбитый на квадраты, обсаженный тополями, засаженный шестиугольными и треуголь­ными цветниками, с большими и малыми оросительными каналами, «по которым неслась чистая и прозрачная вода».

2. Сад-заповедник:

О еще одной разновидности сада при дворце — парке-заповеднике с диковинными животными повествует Кубави — переводчик рукописи Наршахи: «В XI в. Малик Шамс-уль Мульк купил много земель у ворот Ибрагима и разбил там великолепные сады...и назвал это место Шамсабад. Близ Шамсабада Малик Шамс-уль Мульк отвел пастбище для царских лошадей и назвал это место Гурук (курикхона — заповедник). Он огородил это место крепкими стенами на протяжении полфарсаха (примерно 1 миля). В этом пространстве он построил дворец, устроил голубятню и, кроме того, собрал в Гурук различных диких животных, как-то: 5 антилоп, коз, лисиц, кабанов. Все эти животные привыкли к жизни в зверинце, а забор был настолько высок, что они не могли оттуда убежать» [3, с. 41]... «В 1119 г., когда сад пришел в запустение, по приказу Арсланхана на территории царских садов Шамсабад была возведена мечеть Намазгох».

3. Сад в составе мемориально-культового комплекса:

В садово-парковом искусстве Средней Азии и в частности Бухарского оазиса существовал также тип сада-парка, возводимый в составе мемориально-культового комплекса. Что было весьма удобно для паломников. В Бухаре наиболее крупные из таких мемориальных садов были возведены в XVI в. в загородных некрополях при могилах известных суфиев — Баха ад-Дина Накшбанда в одноименном комплексе и Абу Бакра Са’ада в комплексе Чар-Бакр.

Строительством или перестройкой монументальных сооружений и благоустройством территории в наиболее значительных святых местах при могилах пиров занимались их могущественные почитатели. В этом аспекте весьма показателен пример переустройства родового некрополя шейхов Джуйбари — Чар-Бакр в Сумитане. По свидетельству Хафизи Таниша Бухари, «Абдуллахан относился с исключительной любовью, искренностью и верой к его святейшеству Ходже Джуйбари. Поэтому он решил возвести у могилы его деда, доблестного Абу Бакра Са’ада, высокие здания... и украсить местность вокруг них всякого рода красивыми парками и разными приятными и прелестными садами [6, с. 226]. По распоряжению Абдуллахана II, у могилы почитаемого им суфия Абу-Бакра Са’ада „...в 1558–1559 гг. ...умелыми строителями под счастливой звездой, в благоприятное время“ был заложен комплекс сооружений, состоящий из хонако, медресе и мечети. Землю вокруг них украсили различными плодовыми деревьями» [1, с. 395]. Постепенно здесь сложился сложносоставной мемориально-культовый комплекс. Его композиционным центром были обращенные на небольшую площадь двухэтажные прилегавшие друг к другу купольные здания хонако, медресе и мечети. От этой площади на запад к древней могиле шейха вела дорожка, застроенная с двух сторон погребальными двориками — хазира. «К северу от могилы святого для хана заложили великолепный чарбаг...» В центре чарбага, стилизуя китайский расписной павильон, было выстроено здание, подобного которому не видел никто" [1, с. 395]. Далее Хафиз-и Таниш добавляет, что в комплексе Чар-Бакр «в центре (вновь устраиваемого чарбага) соорудили очень красивый, прелестный бассейн, подобный райскому источнику. Сад украшали плодовые и другие деревья. Это кипарис, ива, горный кипарис, чинара, виноградники яркие цветы» [6, с. 228]. От городских ворот до сада, что составляет примерно один фарсах, по обеим сторонам дороги провели каналы, обсадили их ивовыми деревьями, чтобы Его Величество (Абдуллахан II ) во время проезда находился в тени.

Резюмируя вышесказанное следует отметить, что в Бухарском оазисе сад — чарбаг устраивали как при светских (чаще загородных) дворцах и богатых домах, так и на территории мемориально-культовых комплексов, а также создавали сады-заповедники.

При этом в основном использовали древнюю четырех-частную схему «чарбаг», канонизированную в начале XVI в. в специальном трактате по земледелию. Уподобляя эти чарбаги райским садам, в них, согласно выработанным рекомендациям, устраивали: дворец и двор, бассейн и беседки, по территории проводили каналы и арыки, высаживали прекрасные цветы, плодовые и декоративные деревья, в сад выпускали диковинных животных, а в водоемах содержали рыб и водоплавающих птиц.

Список использованной литературы:

  1. Ахмедов Б. А. Тарихдан сабокдар. Хофизи Таниш Бухорий ва унинг «Шарафномаишохий» асари. Тошкент, 1994.
  2. Мир Мухаммад Амин-и Бухари. Убайдулла-наме / Перевод А. А. Семенова.Ташкент, 1957.
  3. Наршахи Абу-Бакр Мухаммад. История Бухары / Перевод с персидского Н.Лыкошина, под ред. В. В. Бартольда. Ташкент, 1897.124 с. С. 38.
  4. Уралов А. С. Навои-зодчий//Маскан. Ташкент, 1991, № 11.
  5. Хасанходжа Нисорий. Музаккири Ахбоб. (Музаккир ал-асхаб) / Пер. с фарси на узб. Исмаила Бекжон. Тошкент, 1993.
  6. Хофиз Таниш Ал-Бухорий. Абдулланома / Перевод с фарси на узб. яз. Садика Мирзаева. Тошкент, 1999.
  7. Шараф ад-Дин али Яздий. Зафариома. Извлечения в переводе А. Уринбаева // Уринбаев А., Буриев О. и др. Темурийлар бунёдкорлиги давр манбаларида. Тошкент, 1997.
  8. Юсупова М. А. Традиции архитектурного сада — «чарбаг» в зодчестве Бухары XVI — XVIII вв. // (Материалы международной научной конференции 2000 г.) Сб. научных статей. Музей Востока, М., 2001.