Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Донцова Елена Васильевна
Аннотация: данная статья посвящена анализу проблемы становления письменной речи у детей младшего школьного возраста; в статье обосновывается специфичность работы в данном направлении, обозначаются трудности и приводится авторский вариант решения.
«Красиво писать — красоту творить», так гласит народная мудрость [1]. Из этого следует закономерный вопрос о том каким образом, какими приемами и методами этому научить ребенка? Становление письменной речи, ее качество, грамотность — вопрос волнующий не только родителей, но и в большей степени педагогов [2; 5].
Грамотное письмо у детей имеет в структуре три составляющих компонента: функциональная готовность ребёнка к школе — первый; социально-педагогический, (второй), включающий в себя особенности общения ребенка с взрослыми, его развитие в игре в дошкольном периоде, отношение в семье к чтению; третий аспект — психологический — это уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением, к обучению вообще. Л С. Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна — ведь со сверстниками и родителями он может пользоваться устной речью» [3].
Из опыта обучения в школе первоклассников возможно констатировать, что в большинстве случаев у детей преобладают ошибки в нарушении наклона, пропорциональности, в искажении овалов и полуовалов, отдельных элементов, в пропуске элементов отдельных букв или замена элементов букв. Многочисленные наблюдения из практики работы актуализировали проблему организации обучения письму [4].
Данная проблема для науки и практики не нова, а напротив, имеет длительную историю. Однако за последнее время в программу обучения детей в школе внесены ряд существенных изменений, обозначилось множество программ, по которым ребенка можно обучать. В связи с этим и сама методика обучения детей письму также видоизменилась.
Из истории методики особый интерес вызвала методика отрывного письма. Этот замечательный опыт и был использован нами в практике работы с младшими школьниками. Однако, только лишь эта методика без постоянных тренировок не даст результаты. Тренироваться необходимо постоянно, используя различные прописи. Для учеников первого класса важно сориентироваться и взять прописи в соответствие с возрастными особенностями. Хорошим подспорьем при решении этой проблемы могут выступить прописи Шкляровой Т.В. [2]. Буквы, подлежащие изучению, располагаются по принципу общих элементов. Научившись писать «крючок» ребенок переходит к собственно буквам: г, И, и, Ш, ш, Й, й, Щ, щ, Ц, ц и т.д. Однако, нельзя считать, что эти действия для ребенка достаточно просты и легко дающиеся. На самом деле ребенку трудно не только отобразить похожесть образца, но и сохранить нужный интервал, выдержать угол наклона, сохранить правильность при передаче ширины.
Также ребенок не может длительно и сосредоточенно выполнять действие — написания, его внимание быстро переключаемо, слабо концентрировано, чаще непроизвольно, а, следовательно, важно варьировать задания, включать элементы игры, наглядность, что даст положительные результаты [6]. При обучении письму настоятельно требовалось каллиграфическое начертание букв и здесь письмо с отрывом руки имеет ряд преимуществ перед безотрывным письмом: это возможность более аккуратно порисовать элемент, правильно расположив его в пространстве (наклон, длина линии относительно строки). Это достигается за счет паузы во время отрыва, которая дает возможность снять напряжение с руки, что очень важно также и в период обучения письму. Однако с принципом безотрывного соединения букв при письме учащихся нужно ознакомить сразу. Это значит, что после отдыха пишущий опять ставит ручку в ту точку, где он остановился. Если учитель сможет добиться единого соединения букв, это позволит не только правильно формировать графический навык, но и увеличит скоропись, сохраняя при этом качество работы.
Такая система работа по формированию каллиграфических навыков дала свои результаты. Уже к концу первой четверти ученики правильно графически изображали каждую букву (знак), усвоили все ее возможные соединения с другими буквами, научились контролировать свои действия, определять графические недочеты и находить пути их исправления. Правильная система построения графического образа букв и слов формирует ту культуру письма, которая является составной частью внутренней культуры личности. Одновременно с графическим навыком зарождается важная составляющая грамотного письма — орфографическая зоркость.
Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Литература и примечания:
[1] Буланова С.Ю. Особенности формирования синтаксического строя письменной речи младших школьников / С.Ю. Буланова // Начальная школа, 2009. — N 11. — С.
[2] Бушуева Л.С. Игра как средство развития фонематического слуха первоклассников при обучении грамоте / Л.С. Бушуева // Начальная школа плюс до и после, 2011. — N 3. — С.
[3] Панова Р.С. Формирование мотивации письменной речи младших школьников в условиях Школы диалога культур / Р.С. Панова // Начальная школа плюс до и после, 2010. — N 6. — С.
[4] Чикова И.В. К проблеме интерактивности как сущностной характеристики образовательного процесса / И. В. Чикова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные научные исследования в современном мире» / Издателска Къща «СОРоС», Издательство «Мир науки». — София: Издателска Къща «СОРоС», 2016. — С.419-422.
[5] Чикова И.В. Формирование взаимодействия как профессионального навыка совместной деятельности будущего педагога с субъектами образования / И. В. Чикова // Научные проблемы гуманитарных исследований, 2008. — № 11. — С.107-115.
[6] Чикова И.В. Внимание младшего школьника и особенности его развития (по материалам исследования) / И. В. Чикова // Материалы международной научно-практическойконференции «Актуальные подходы и направления научных исследований XXI века» / (Кишинев, Молдавия). — Кишинев: Издательство Editura «Liceul», 2016. — С.139-142.