Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Вильковская Елена Владимировна
преподаватель
E-mail: elena.vilkovskaya@gmail.com
Гуд Валентина Гавриловна
ст. преподаватель
кафедра теории и практики английского языка
УО «ГГУ им Ф. Скорины»
г. Гомель, Беларусь
Одной из основных задач преподавания иностранного языка в учреждениях высшего образования является обучение студентов иноязычной коммуникации. Важно развивать у обучающихся общеязыковые, интеллектуальные, когнитивные способности, умственные процессы, которые лежат в основе овладения иноязычным общением, а также эмоции, чувства, готовность к общению, культуру коммуникации.
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся будет более эффективным, если будут учитываться следующие психолого-педагогические содержательные условия:
— учёт целей обучения в процессе обучения иноязычной коммуникации;
— условий формирования и совершенствования языковых, речевых навыков и умений учащихся;
— наличие чётко определенного алгоритма учебных действий субъектов образовательной деятельности в процессе обучения определение психологической готовности испытуемых к изучению иностранного языка в процессе обучения иноязычной коммуникации [4, с. 278].
Знание компьютерных технологий становится требованием к выпускникам высших учебных заведений, которые являются условием определения качества образования. Неслучайно последнее десятилетие отмечено повышенным вниманием к проблеме применения новых, интерактивных методов в учреждениях высшего образования. Речь идёт не только о насыщении вузов новыми техническими средствами, но и новых формах организации учебного процесса, осуществлению новых подходов к личности студента, активизации его творческого потенциала и самостоятельности, которую он должен проявлять в учебный период и во внеучебное время.
Стоит отметить, что в процессе обучения студентов иноязычному общению применяются новые формы обучения, представленные инновационными, организационно-деятельностными и организационно-мыслительными играми, которые в терминологии называются «игровым моделированием». Они призваны обеспечить формирование культуры саморазвития и интеллекта.
Игровое моделирование характеризуется усилением роли мышления в повседневной жизни и стимулированием мотивации учащихся, активной включенностью в игровой процесс [2, с. 28]. Наличие четкой имитационной модели изучаемого процесса, имитация как индивидуальной, так и коллективной деятельности являются специфическими особенностями игровой деятельности. Понятие такой деятельности связано с различного рода мыслительными коммуникациями и отношениями между участниками процесса, целью которых является совместное принятие обоснованных решений или выполнение заранее определенных ролей. В межкультурном образовании студентов игровое моделирование, как и все игровые формы обучения, представляет собой учебно-игровой процесс, в котором студенты высших учебных заведений придерживаются строгих ролей, выполняют необходимые действия и приходят к решению задач и проблем межкультурного характера. Оно направлено на изучение кросскультурных особенностей мира через познание самого себя, своих особенностей и ощущений.
Как уже говорилось ранее, форма обучающих игр позволяет повысить интерес обучающихся к учёбе и эффективность обучения [1, с. 14]. В литературе по активному обучению игровому моделированию уделяется мало внимания. В наше время данный метод обучения изучен недостаточно, хотя в его основе лежит типология развивающих игр и важные характеристики работы студентов. Несмотря на отсутствие должного развития, упражнения очень распространены в образовательной среде, но это не показывает эффективности внедрения этого метода в педагогическую практику.
Игровой подход к обучению иноязычному общению заключается в построении процесса обучения путём вовлечения обучающегося в игру. Виды интерактивных игр обширны, но наиболее распространенными среди них являются игры-симуляторы. Как правило, интерактивная игра проводится в четыре этапа:
1. Объяснение (знакомство учащихся с темой, ознакомление с правилами игры).
2. Подготовка игры (определение игровых задач, ролей, представление событий).
3. Основная часть — это игра.
4. Дискуссия.
Среди технологий ситуативного моделирования принято выделять имитационные игры, «упрощенное слушание», ролевые игры [3, с. 7]. Цель ролевой игры — получить знания посредством игры, помочь научиться через опыт и чувства. Через драму студенты учатся анализировать, думать, быть независимыми и нести ответственность. Иногда проведение таких игр требует первоначальной подготовки обучающихся, что способствует развитию знаний.
Использование интерактивных методов в обучении иноязычной коммуникации имеет множество преимуществ. Сюда входит развитие активного мышления, формирование зрелости, высокой работоспособности и умения мыслить. Кроме того, при использовании интерактивных форм можно комбинировать несколько методов обучения. Развитию образовательных навыков способствует метод персонализации, согласно которому программа обучения строится конкретно для определенной группы в целом и для каждого студента в частности. Использование практических методов обучения можно показать на примере проведения дискуссионного занятия по дисциплине: «Практика устной и письменной речи», когда студенты, сидя за круглым столом, выдвигают на первый план одну из идей по проблеме, высказываются и в конце либо должны подтвердить эту идею или опровергнуть ее, расставить приоритеты в пользу другой. Каждому студенту предоставляется возможность высказать свое мнение и быть услышанным однокурсниками. Педагог в данном случае должен не допускать превращение обсуждения в монолог одного обучающегося, оценивать правильность предположений и направлять, если понадобится, в сторону верного ответа.
На подобном практическом занятии обучающиеся взаимодействуют с педагогами и сверстниками, благодаря чему они учатся создавать разного рода дискуссии, высказывать свое мнение, оценивать точность высказываний других людей, следить за ходом групповых дискуссий, спорить и делать собственные выводы.
Так, например, интерактивный метод «Круг идей» предполагает разрешить текущие конфликты, создать список идей и побудить всех участников к обсуждению проблемы. Это метод групповой работы, при котором все группы работают над одним и тем же заданием, задавая по очереди несколько вопросов. Каждая группа представляет только один аспект обсуждаемой проблемы. Группы по очереди говорят, пока все ответы не будут исчерпаны. Обсуждая тему на доске, записывают необходимые пункты [2, с. 26].
Указанные интерактивные методы обучения иноязычному общению успешно применяются на факультете иностранных языков УО «ГГУ им. Ф. Скорины» при преподавании таких дисциплин как «Практика устной и письменной речи», «Дискурсивная практика», «Лингвострановедение» с целью развития у студентов языковой компетентности и познавательной деятельности.
Таким образом, интерактивное обучение способствует формированию уникального стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности студентов, развитию иноязычной коммуникативной и профессиональной компетенций.
Литература
1. Бабушкина, Л.Е. Формирование социокультурной компетенции у студентов педвуза при изучении иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий: монография / Л.Е. Бабушкина. — Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2015. — 145 с.
2. Гилярова, М.Г. Повышение мотивации обучения через использование интерактивных элементов электронных образовательных ресурсов / М.Г. Гилярова // Информатика и образование, 2012. — № 10. — С. 26.
3. Гузикова, М. О. Основы теории межкультурной коммуникации: [учеб. пособие] / М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 124 с.
4. Кохендерфер, Ю. В. Эффективные технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников // Вестник ГУУ. — 2013. — № 2. — С.