Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Аннотация: сейчас в нашей стране существует более 4 тысяч экспертных организаций (ЭО), имеющих лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. Множество из них осуществляют свою деятельность без собственных лабораторий неразрушающего контроля (ЛНК), с минимальным приборным оснащением, а иногда и вовсе без него. Они предлагают свои услуги по демпинговым ценам, что сказывается на качестве экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ), следовательно, приводя к условиям для аварий и инцидентов на опасных производственных объектах. Следствием недобросовестной конкуренции становится решение покинуть рынок со стороны крупных ЭО – лидеров рынка в разработке нормативной документации, научно-техническом развитии и обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Ключевые слова: промышленная безопасность, экспертная организация, экспертиза промышленной безопасности, опасный производственный объект
Несмотря на срок действия Федерального Закона № 116-ФЗ [1] в течение 18 лет, на опасных производственных объектах (ОПО) происходят аварии и инциденты с негативными последствиями для здоровья и жизни людей, экологии и непосредственно для самих опасных объектов.
Ранее эксплуатация оборудования продлевалась отраслевыми институтами. Их опыт работы, специализация, материально-техническая оснащенность, научно-исследовательская база, квалифицированный штат позволяли производить объективную оценку, с использованием при этом необходимых средств контроля, методологии, с грамотной интерпретацией собранных в ходе технического диагностирования данных для понимания произошедших деградационных процессов для установления дальнейшей безопасной эксплуатации. Сейчас же эти работы выполняются ЭО.
На данный момент существует несколько основных проблем:
1) С каждым месяцем возрастает количество новых ЭО. Сейчас их количество уже превышает 4 тысячи. Обычно при выполнении минимальных формальных требований в сфере лицензионного законодательства не возникает особых сложностей и расходов для получения лицензии.
Во всем многообразии действующих экспертных организаций могут быть выделены всего несколько десятков крупных (до 50 сотрудников и более) с многолетним опытом работы, историей, развитой материально-технической базой и штатом квалифицированных специалистов. Они занимаются разработкой нормативной документации (НД), актуализацией действующей НД, прикладными исследованиями, которые способствуют повышению промышленной безопасности и решению соответствующих проблем деятельности ОПО.
2) В течение последних лет владельцами ОПО искусственно занижаются цены на услуги в сфере ЭПБ, проводя тендер по выбору поставщика услуг. Тендеры, на первый взгляд, представлялись хорошей идеей. Однако сейчас необходимо уделить особенное внимание на принципы проведения тендеров, необходимо разрешить данный вопрос на государственном уровне. Несмотря на обилие сформированных процедур, включая корпоративные и государственные (электронные площадки), которые их регламентируют, данная сфера как и прежде и остается сегодня коррумпированной. После открытия электронной площадки торгов, поступают предложения от разных коммерческих организаций помочь выиграть лот под прикрытием услуг консалтинга.
Главным критерием сегодня считается наименьшая цена предоставления услуг. Согласно законам экономики, снижение цены на определенном этапе ценообразования приводит к ухудшению качества предоставляемых услуг.
ЭО, согласно условиям конкуренции, находятся в различных конкурентных категориях. Многие ЭО в сфере малого бизнеса работают с небольшим штатом (привлекается основная часть сотрудников по разовым договорам подряда). Обычно такими ЭО не производятся обязательные отчисления в государственный фонды.
Чтобы получить работу, подобные ЭО готовы представить необоснованно низкие цены, поскольку не уплачивают налоги и не тратят средства на научно-техническую инфраструктуру. Невозможно по данным ценам в установленном порядке и в полной мере провести ЭПБ, однако они гарантируют положительные заключения ЭПБ, что собственникам идеально подходит. Подобная ситуация не может длиться бесконечно без негативных последствий.
Крупным ЭО, обычно имеющим либо имевшим статус отраслевых, приходится идти по пути снижения цен, чтобы привлечь заказы. Однако при такой политике они утрачивают возможность формирования какой-либо прибыли, чтобы она могла быть инвестирована для дальнейшего научно-технического развития, следуя современным требованиям в сфере ЭПБ и обеспечения безопасной эксплуатации технических устройств (ТУ).
С целью повышения квалификации своих специалистов и развития материально-технической базы ряду институтов приходится инвестировать часть средств, которые предназначались для выплаты зарплаты, – в том числе расходуя их для покупки программ для расчета на прочность, напряженно-деформированного состояния, проведением прикладных исследований, направленных на решение нестандартных задач, для участия в специализированных семинарах, конференциях.
3) Практически каждый заказчик при оформлении договора на услуги по ЭПБ в одностороннем порядке диктует свои условия работ, в том числе настаивает на выдаче лишь положительного заключения ЭПБ с максимальным сроком эксплуатации ТУ, несмотря на техническое состояние, и всё это по минимальным тарифам.
Подобная ситуация не может соответствовать нормам законодательства в сфере промышленной безопасности, хотя к таким условиям карликовые ЭО готовы. Не обращается при этом внимание на отсутствие аккредитации как ЭО, отсутствие собственных ЛНК, с сертифицированными системами менеджмента качества, системами управления охраной труда и пр. – всего, что способствует должному качеству работ. При этом некоторые заказчики оплачивают работу спустя 60-90 дней после подписания акта выполненных работ.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что в случае сохранения подобных тенденций крупные экспертные организации могут покинуть рынок ЭПБ – однако, именно на их деятельности базируется методическое, научно-исследовательское, кадровое, нормативное и материально-техническое развитие области. В подобных условиях будет происходить дальнейшее ухудшение качества работы «своих» или «карликовых» экспертных организаций, которые уже не будут способны справляться с нестандартными задачами, и некому будет актуализировать действующую нормативную документацию.
Литература
1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».