Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Изучение сказки-были «Неизвестный цветок» А. Платонова в национальной школе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бысыина Людмила Гаврильевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2022»  (ноябрь, 2022)
Количество просмотров статьи: 497
Показать PDF версию Изучение сказки-были «Неизвестный цветок» А. Платонова в национальной школе

Бысыина Людмила Гаврильевна
Учитель русского языка и литературы
Тулунинской средней школы, Россия, Якутск
E-mail: biologika@mail.ru

В учебные программы средней школы произведения А. Платонова были введены сравнительно недавно. Подлинное открытие Платонова состоялось во второй половине 80-х, когда были опубликованы ранее запрещенные произведения (рассказ «Усомнившийся Макар», повести «Котлован» и «Ювенильное море», роман «Чевенгур» и др.). В практике современной национальной школы творчество А. Платонова изучается, в основном, на заключительном этапе литературного образования учащихся. Практическое освоение произведений Платонова сталкивается с рядом проблем, среди которых главная — усложнённость их читательского восприятия, обусловленная философской насыщенностью эстетических решений и своеобразием стиля писателя. Восприятие этих произведений не опирается на предшествующий опыт учащихся, поскольку каждое из них представляет собой специфическое, не имеющее аналога явление литературного процесса. Личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками позволяет организовать учебный процесс, при котором значительно активизируется участие школьников в познавательной и исследовательской деятельности, результатом чего является наиболее полное освоение учеником художественного произведения с учетом собственного жизненного опыта. Такая организация уроков литературы особенно необходима при знакомстве с таким писателем, как Андрей Платонов, который создал «собственную уникальную модель мира» [1, с. 41].

На наш взгляд, возможность открытия «универсальных знаков» платоновского мира даруют сказки А. Платонова. Урок в пятом классе по сказке-были «Неизвестный цветок» будет открытием учащимися мира писателя, поэтому проводим занятие в виде урока-встречи «В гостях у Андрея Платонова». Особенность поэтики Платонова, состоящей в глубинной связи между философией и словом писателя, будет лучше воспринята при сопоставительном анализе со сказкой якутского писателя Т. Сметанина «Жаворонок». Сказка Сметанина о девочке-сироте , которая преодолевает преграды благодаря трудолюбию и доброте, близка сказке-были Платонова не только по содержанию, но и по системе образов, и по ключевым словам-фразам. Подходы к анализу языка этих сказок должны быть достаточно гибкими, способными донести до учащихся, что язык литературного произведения является тем строительным материалом, который способствует созданию словесно-художественной образности. Используется метод сравнения:

— Выпишите слова из сказки Сметанина «Жаворонок», отражающие национальный колорит.

— Выпишите слова из сказки-были Платонова, которые трудно дословно перевести.

— Что общего между «Жаворонком» Сметанина и «Неизвестным цветком» Платонова?

— Какие отличия у главных героев двух сказок?

Учитель строит процесс обучения, ориентируясь на предшествующий опыт юного писателя, а ученик входит в роль исследователя. Таким образом, главными качествами ученика являются инициативность и самостоятельность в решении таких вопросов, как «Анализ настроения сказки», «Главный герой сказки», «Почему произведение названо сказкой-былью?». Проводим смену умственных действий, используя метод гипотез, метод образного видения. Нахождение ключевых слов помогает детям понять, что в сказке-были «Неизвестный цветок» Платонова и сказке «Жаворонок» Сметанина бесприютные сердца тянутся друг к другу, находя надежду и опору.

Произведения Платонова невозможно осмыслить без определенных усилий, эмоциональных и интеллектуальных затрат читателя. Знакомясь с инонациональной литературой, школьники нередко испытывают серьезные трудности в восприятии художественного произведения, не имеющего аналогов не только в их родной, но и в русской литературе. Применение личностно-ориентированного обучения при изучении произведений А. Платонова школы детям познакомиться с особенностями видения мира писателем и развивает коммуникативную компетентность, основанную на межкультурном взаимопонимании.

Библиографический список:

1. Вьюгин В.Ю. «Страна философов» Андрея Платонова: проблема творчества. Выпуск 5. — М., Наследие. 2002. — 41 с.