Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Бысыина Людмила Гаврильевна
Учитель русского языка и литературы
Тулунинской средней школы, Россия, Якутск
E-mail: biologika@mail.ru
В учебные программы средней школы произведения А. Платонова были введены сравнительно недавно. Подлинное открытие Платонова состоялось во второй половине
На наш взгляд, возможность открытия «универсальных знаков» платоновского мира даруют сказки А. Платонова. Урок в пятом классе по сказке-были «Неизвестный цветок» будет открытием учащимися мира писателя, поэтому проводим занятие в виде урока-встречи «В гостях у Андрея Платонова». Особенность поэтики Платонова, состоящей в глубинной связи между философией и словом писателя, будет лучше воспринята при сопоставительном анализе со сказкой якутского писателя Т. Сметанина «Жаворонок». Сказка Сметанина о девочке-сироте , которая преодолевает преграды благодаря трудолюбию и доброте, близка сказке-были Платонова не только по содержанию, но и по системе образов, и по ключевым словам-фразам. Подходы к анализу языка этих сказок должны быть достаточно гибкими, способными донести до учащихся, что язык литературного произведения является тем строительным материалом, который способствует созданию словесно-художественной образности. Используется метод сравнения:
— Выпишите слова из сказки Сметанина «Жаворонок», отражающие национальный колорит.
— Выпишите слова из сказки-были Платонова, которые трудно дословно перевести.
— Что общего между «Жаворонком» Сметанина и «Неизвестным цветком» Платонова?
— Какие отличия у главных героев двух сказок?
Учитель строит процесс обучения, ориентируясь на предшествующий опыт юного писателя, а ученик входит в роль исследователя. Таким образом, главными качествами ученика являются инициативность и самостоятельность в решении таких вопросов, как «Анализ настроения сказки», «Главный герой сказки», «Почему произведение названо сказкой-былью?». Проводим смену умственных действий, используя метод гипотез, метод образного видения. Нахождение ключевых слов помогает детям понять, что в сказке-были «Неизвестный цветок» Платонова и сказке «Жаворонок» Сметанина бесприютные сердца тянутся друг к другу, находя надежду и опору.
Произведения Платонова невозможно осмыслить без определенных усилий, эмоциональных и интеллектуальных затрат читателя. Знакомясь с инонациональной литературой, школьники нередко испытывают серьезные трудности в восприятии художественного произведения, не имеющего аналогов не только в их родной, но и в русской литературе. Применение личностно-ориентированного обучения при изучении произведений А. Платонова школы детям познакомиться с особенностями видения мира писателем и развивает коммуникативную компетентность, основанную на межкультурном взаимопонимании.
Библиографический список:
1. Вьюгин В.Ю. «Страна философов» Андрея Платонова: проблема творчества. Выпуск 5. — М., Наследие. 2002. — 41 с.