Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Иванова Юлия Алексеевна
Московский педагогический государственный университет,
Институт искусств.
Москва, Россия
E-mail: falina.yulia@mail.ru
Аннотация. При подготовке данной статьи мы руководствовались положением о том, что "обмен знаниями и опытом в сегменте художественно-эстетического образования играет сегодня огромную роль« [15]. В статье рассматриваются подходы к обучению основам цветоведения детей дошкольного возраста в системе учреждений дополнительного образования Русской православной церкви (воскресная школа). В представленных материалах дана характеристика принципов построения обучающей программы, использованных методик (в том числе, адаптированные автором), направленных на развитие художественно-творческих способностей дошкольников, методов диагностики результатов учебной деятельности.
Ключевые слова: учреждения дополнительного образования, воскресная школа, дети старшего дошкольного возраста, цветоведение, цвета спектра, холодные и теплые цвета, дидактические материалы, диагностика знаний
В концепции открытого образования, как отмечает С.К. Ткалич (2016), важным элементом является возможность выбора обучаемым средств, места и времени обучения, соответствующих его запросам [13]. Учреждения дополнительного образования в современной педагогике рассматриваются как «особо ценный тип образования» [8, С. 1095], «органичный компонент единого образовательного пространства, расширяющий возможности общего образования, способствующий развитию личности ребенка» [1, С. 17; 3] и традиционно играют важную роль в системе российского образования и воспитания подрастающего поколения.
Одним из востребованных и «прогрессивных вариантов» развития современной системы учреждений дополнительного образования стало возрождение воскресных школ, в том числе, образовательных учреждений Русской православной церкви [4;
Отметим, что на законодательном уровне в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) не установлены [14]. Православные воскресные школы в Российской Федерации действуют на основании Устава (разрабатывается на базе Типового устава центра духовно-нравственного воспитания) [12], Положения о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в части дополнительного образования детей [9] и «Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви» [11]. Круг дисциплин, изучаемых в современных воскресных школах, включает не только вероучение, но и «духовно-художественные предметы», такие, как музыка, рисование, изучение народных ремесел и традиций родного края [4, С. 268].
Развитие воскресных школ в структуре учреждений дополнительного образования, по мнению Л.Н. Пашиной (2012), «предполагает усиление внимания к педагогике сотрудничества между всеми основными его участниками — детьми, учителями, родителями и общественностью. Как и в любом дополнительном образовательном учреждении, ребенок здесь имеет возможность самоопределиться предметно, социально, профессионально и личностно» [8, С.1095]. Что в полной мере отвечает развитию идей, заложенных в Концепцию развития дополнительного образования детей на 2014-2020гг. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N
Л.А. Марченко (2013), анализируя педагогический потенциал православных воскресных школ, положительно оценивает «вариативность реализуемых образовательных программ», как с точки зрения их содержания, так и способов, форм, технологий обучения. По мнению автора, реализация данного подхода способствует обеспечению индивидуального развития ребенка и развитию инициативы и творчества воспитателей [4, С.
Образовательные программы воскресных школ для дошкольников, как правило, соотносятся с требованиями ФГОС дошкольного образования. Одним из направлений, изложенных в ФГОС, является художественно-эстетическое развитие дошкольников: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.«) [10].
В соответствии с требованиями представленных нормативных актов, документами и материалами Русской Православной Церкви, психолого-педагогических подходов к обучению дошкольников основам рисования, нами была разработана и реализована
В процессе реализации Программы дошкольники должны были освоить:
— понятия «цветовой спектр», «основные и составные цвета», «ахроматические цвета», «палитра цветов», «теплые и холодные цвета», «насыщенность цвета»;
— принципы смешения основных цветов для получения составных;
— приемы работы с нетрадиционным художественным материалом (рисование льдом), пластилином, кистью.
Помимо образовательных задач Программой предусмотрены развивающие (художественно-эстетическое и творческое развитие; наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление, любознательность; развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений; речевое развитие) и воспитательные (работа в коллективе, самостоятельность, ответственность, навыки конструктивного общения) цели.
Программа рассчитана на 10 тематических занятий в группах по
Организационная форма занятий — групповой урок продолжительностью до 30 минут, который включал: тематическую беседу педагога с использованием демонстрационных материалов; практическую часть занятия (с использованием раздаточных материалов), самостоятельную работу детей (рисование с использованием красок, пластилина, цветных кубиков льда и др.). В качестве дидактических материалов на занятиях использовались готовые схемы-палитры, цветовой круг с разделением на теплую и холодную гамму, цветные стекла, тепловые таблички Монтессори, репродукции картин. А также краски на водной основе, пластилин и нетрадиционные средства рисования (например, цветные кубики льда), которые подбирались в соответствии с темой занятий.
Часть занятий, с учетом возраста и оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности дошкольников, проходила в игровой форме. Так, например, при изучении темы «Насыщенность цвета» с использованием бумажных карточек, раскрашенных в разные оттенки одного цвета, детям было предложено по образцу заполнить карточки с пустыми окошками и проиллюстрировать, как созревают фрукты и ягоды.
При обучении детей цветам спектра и деления его на холодные и теплые цвета, наряду с традиционными методами обучения, нами была разработана и применена методика, основанная на использовании тепловых табличек Монтессори, окрашенных в цвета спектра. Тепловые таблички, были созданы М. Монтессори для развития у детей теплового восприятия, то есть ощущения холода и тепла, возникающее от контакта с предметом, температура которого выше или ниже температуры тела. В результате работы с тепловыми табличками ребенок должен научиться понимать, что различные предметы имеют субъективно разную температуру в зависимости от их физических свойств (способности проводить тепло).
В первоначальном виде таблички имеют естественный цвет материала, из которого они изготовлены. В своем эксперименте мы использовали тепловые таблички, окрашенные в цвета спектра. Так, тепловые таблички из войлока, фетра и пробки были окрашены в теплые цвета (красный, оранжевый, желтый). Таблички из перечисленных материалов имеют низкий коэффициент теплопроводности, то есть наощупь они теплее, чем таблички из дерева, мрамора, стекла и стали, которые были окрашены в «холодные цвета» (зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Таким образом, теплопроводность материала была соотнесена с делением цветов по тону на теплые и холодные. Промежуточная диагностика знаний показала, что около 85% детей экспериментальной группы усваивают принцип деления цветов на теплые и холодные тона уже при первом применении окрашенных тепловых табличек Монтессори. В контрольной группе, где были использованы только традиционные демонстрационные материалы (цветовой круг, цветные карточки, учебные таблицы по цветоведению), при других равных условиях, хороший результат был достигнут лишь у 60% детей. Таким образом, при применении окрашенных тепловых табличек Монтессори, тактильные (ощупывание) и температурные (восприятие тепла и холода) ощущения меняют восприятие цветового спектра у детей
Проведение диагностики обучения было предусмотрено как в начале, так и в конце реализации Программы (курс обучения длился 2,5 месяца). Для этого, по согласованию с родителями, были выбраны две контрольные группы детей из общего числа обучающихся: младшая группа (3 — 5 лет) и старшая (5 — 7 лет). Каждый ребенок проходил тестирование отдельно от других, чтобы не было взаимного влияния при выборе ответов. Тестовые задания в рамках одной темы различались в зависимости от возраста детей.
Так в опросе, призванном выявить навыки называния цветов, детям из младшей группы предлагалось назвать 6 цветов, из старшей — 10 (использовались карточки, монотонно окрашенные в разные цвета) (таблицы1-2, имена детей изменены).
Как показали результаты тестирования, ни в младшей, ни в старшей возрастной группе, изначально ни один из участников эксперимента не смог справиться с заданием. По завершении обучения более 71% детей младшей группы уверенно называли 6 цветов. При этом 6 цветов называли дети старше 3,5 лет. В старшей группе по завершении обучения с заданием справились 3 человека (43%), еще 3(43%) — назвали 9 цветов, один (14%) — самый младший участник групп, назвал 8 цветов.
Таблица 1.
Результаты тестирования детей младшей группы до и после обучения (абс., %)
Имя, возраст | Кол-во безошибочно названных цветов до обучения | Кол-во безошибочно названных цветов после обучения | ||
(абс.) | (%) | (абс.) | (%) | |
Костя, 3,5 года | 2 | 33,33 | 5 | 83,33 |
Маша, 4 года | 4 | 66,66 | 6 | 100,0 |
Максим, 4,5 года | 3 | 50,0 | 6 | 100,0 |
Данила, 4 года | 4 | 66,66 | 6 | 100,0 |
Сережа, 4,5 года | 4 | 66,66 | 6 | 100,0 |
Николь, 3,5 года | 3 | 50,0 | 5 | 83,33 |
Алина, 4 года | 4 | 66,66 | 6 | 100,0 |
Таблица 2.
Результаты тестирования детей старшей группы до и после обучения (абс., %)
Имя, возраст | Кол-во безошибочно названных цветов до обучения | Кол-во безошибочно названных цветов после обучения | ||
(абс.) | (%) | (абс.) | (%) | |
Никита, 5,5 года | 6 | 60,0 | 9 | 90,0 |
Дима, 6 лет а | 6 | 60,0 | 9 | 90,0 |
Антон, 5,5 года | 5 | 50,0 | 9 | 90,0 |
Оля, 6 лет | 6 | 60,0 | 10 | 100% |
Ира, 5,5 года | 7 | 70,0 | 10 | 100% |
Настя, 5 лет | 4 | 40,0 | 8 | 80,0 |
Лена, 6,5 лет | 6 | 60,0 | 10 | 100% |
Отмеченная положительная динамика, свидетельствует о том, что в процессе обучения удалось создать и зафиксировать устойчивые ассоциативные связи между цветами и их названиями.
Итоговое тестирование с целью контроля усвоения темы «Цвета теплой и холодной гаммы», при изучении которой нами использовались окрашенные тепловые таблички Монтессори, показало, что к концу реализации Программы в младшей группе все цвета (из предлагаемых четырех), правильно соотносили с теплой гаммой 5 из 7 детей (71,42%). Еще двое (28,58%), самых маленьких по возрасту, правильно соотнесли 3 цвета.
Нельзя не отметить, что в начале обучения дети старшей группы лучше ориентировались в понимании терминов «теплый», «холодный», поскольку правильно относили к теплым
Результаты тестирования позволяют говорить о том, что организация обучения основам цветоведения с учетом форм и методов, доступных для возраста дошкольников, способствует формированию у детей нового знания, развитию их творческих и познавательных (когнитивных) способностей. Косвенным показателем эффективности реализуемой Программы является сохранение мотивации детей к обучению (ни один из маленьких учеников не отказался от посещения занятий в течение всего курса обучения (2,5 месяца)), а также положительные отзывы родителей.
В целом, обучение дошкольников основам цветоведения в условиях воскресной школы согласуется с целями и задачами существующей в России системы художественного образования, нацеленной на развитие творческого потенциала личности, успешной социализации и сохранения многообразия российской культуры, включающей в себя общее и дополнительное художественное образование [15].
Литература