Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Анпилогова Олеся Николаевна
магистратура,
КГУ, г. Курск
E-mail: akryukov46@yandex.ru
Научный руководитель: Сойников Алексей Анатольевич
д-р ист.наук, проф.
Россия, г. Курск
Аннотация. В статье определено понятие «познавательный интерес» и показаны его базовые признаки. Показана возможность формирования познавательного интереса к истории родного края (села) на основе использования нестандартного творческого подхода к организации внеклассной деятельности.
Ключевые слова: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ (СЕЛА), ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ, ТВОРЧЕСТВО.
Актуальность темы. Актуальной и значимой является задача формирования интереса подростков к истории родного города (села) сегодня, когда перед школой стоят важные задачи: воспитать патриота, творчески развить ребенка, сформировать эстетический вкус как выразитель духовного развития личности, сохранить в душе ребенка прекрасное и искреннее отношение ко всему окружающему. Реализацию вышеназванных задач следует активно решать именно в подростковом возрасте, когда происходит процесс взросления.
Изложение основного материала. Познавательный интерес — важное личностное образование и характеристика учебного процесса. Как выражение общей направленности личности, познавательный интерес охватывает все психические процессы — восприятие, память, мышление и т.д., стимулирует познавательную активность учащихся, направляет развитие умственной, социальной сферы личности.
Важность познавательного интереса в процессе обучения отмечали
Я. Коменский, Й. Песталоцци, А. Дистервег, К. Ушинский. Различные аспекты формирования познавательных интересов исследовали
Л. Выготский, А. Дусавицкий, А. Киричук, Н. Морозова, Г. Щукина .
И.Г. Доценко отмечает, что познавательный интерес — это стремление к знаниям, что проявляется в активном отношении ученика к познанию сущностных свойств предметов и явлений действительности [1].
Характерными признаками познавательного интереса является динамичность, поступательное движение, переход от явления к сущности, установление глубоких связей, овладение закономерностями[2]. Названные признаки проявления познавательного интереса формируются и проявляются постепенно, что важно учитывать на практике.
С целью выявления познавательного интереса как основы успешной внеурочной деятельности подростков при изучении истории родного края было проведено исследование среди учащихся 7 классов МКОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа № 1». В опросе приняли участие 29 обучающихся.
На основе методических рекомендаций Т.А. Копцевой, были подготовлены дополнения в кружковую деятельность МКОУ и разработана образовательная программа внеурочной деятельности «Портрет моего села», которая рассчитана на развитие универсальной учебной деятельности обучающихся.
Цель занятий — создать благоприятные условия для развития природной любознательности школьников, выявление и развитие творческих и художественных способностей.
Методика работы с детьми в условиях внеклассной работы педагога осуществляется по методике Т.А. Копцевой[3]. Содержание программы раскрывается через серию художественно-творческих заданий, объединённых тематическими модулями (по этапам развития села).
За основной показатель формирования познавательного интереса подростков было принято изменение уровня интереса к истории родного края.
Результаты исследования показали, что после посещения кружка высокий уровень интереса к истории родного края, а также развитие художественных умений, навыков и творческих проявлений подростков отмечается у 25% подростков .Средний уровень — у 58% . Низкий уровень составил — 7%.
Таблица — Сравнительный показатель уровня развития познавательного интереса до и после экспериментальной работы
Обследуемые | Уровни художественного развития | |||||
высокий | средний | низкий | ||||
чел | % | чел | % | чел | % | |
До посещения кружка | ─ | ─ | 5 | 42 | 7 | 58 |
После эксперимента | 3 | 25 | 7 | 58 | 2 | 17 |
В ходе исследования выяснилось, что уровень интереса к истории родного края у подростков стал выше. Художественно-творческие задания помогают детям полнее и ярче раскрыть свои потенциальные возможности, стимулируют детские инициативы во внеклассной деятельности, создают условия для самореализации каждого ребенка в рамках изучения истории родного города (села).
Выводы. Таким образом, было установлено, что школьники показали более высокие результаты уровня интереса к истории родного города (села) с помощью развития художественных умений и навыков. Этому способствовала плодотворная работа, проведенная с детьми, состоящая из серии интегрированных занятий, использования разнообразных методов и приемов по развитию эстетического восприятия действительности, связи художественного образа с жизнью и природой.
Литература