Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

История возникновения системы налогообложения. Возможные перспективы.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Соловьева Ася Маремовна, Павлова Анна Николаевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 2282
Показать PDF версию История возникновения системы налогообложения. Возможные перспективы.

Павлова Анна Николаевна,
старший преподаватель кафедры «Учет, анализ и аудит»,
Московский государственный университет путей сообщения.
им. Императора Николая II,
Российская открытая академия транспорта

Соловьева Ася Маремовна,
студентка 4-го курса кафедры «Учет, анализ и аудит».
Московский государственный университет путей сообщения
им. Императора Николая II,
Российская открытая академия транспорта.

E-mail: Sifo76@list.ru

Налоги. Что это? Как гласит статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации [2], под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Какова история возникновения налогов? Как долго кто-то платит, а по сути отдает просто так, часть честно заработанных средств? Как усовершенствовалась система налогообложения за долгий период развития общества, орудий труда, производства, экономик отдельных государств и мировой экономики в целом?

Считается, что налоги как таковые появились вместе с возникновением государства, хотя более или менее точное время их возникновения науке не известно. Сначала это были бессистемные сборы, заключающиеся в передаче государству продуктов питания, стройматериалов, рабочей и животной силы, ряда других натуральных объектов. Население отдавало часть своих материальных благ (эта величина заметно колебалась) государству при возникновении определенной необходимости: боевые действия, значимое строительство и т. д., а также это было обложением побежденных племен и народов.

Из новой истории в качестве примера можно привести выплаты Германией и Японией, которые они осуществляли странам-победителям в Великой Отечественной Войне. При этом, несмотря на данные выплаты, которые были весьма внушительными, экономики этих государств в настоящее время являются едва ли не самыми развитыми в мире (после США). Возможно выплаты и сыграли свою мотивирующую и стимулирующую роль в их развитии.

Еще в школе, в рамках истории, все знакомятся с фактами платежей оброков, взимания дани, подати и других способов пополнения казны правителей разного уровня. При этом это затрагивало только историю Древней Руси и более позднего времени. Наиболее ярким примером школьной программы было собирание дани монголо-татарским игом.

Однако история налогообложения имеет более глубокую историю и ее задатки в той или иной мере возникли еще в 5 веке до нашей эры, о чем имеются документальные факты их присутствия в то время.

Если говорить простыми словами, то эволюция налогообложения представляет из себя «сбор за покровительство и право на жизнь» на начальном этапе формирования системы налогообложения, до «обязательной оплаты за жизнь в цивилизованном, развитом обществе».

В тоже время, несмотря на то, что налоги взимаются повсеместно во всем мире, далеко не все страны можно назвать цивилизованными и развитыми. Хотя, смотря с чем сравнивать.

Итак, почему платили налоги и можно ли было их не платить?

Первоначально налоги представляли из себя подарок, подаяние своему правителю в знак покровительства, защиты от врагов. При этом всегда, и на начальном этапе и сейчас, часть «налога» действительно тратилась на поддержание защиты подопечных сородичей и граждан (содержание армий, оплаты податей более сильным и могущественным правителям соседних государств), так как в случае необеспечения этой самой защиты и поддержания армий, подобные правители либо уничтожались недовольной массой собственного населения, либо более агрессивными и сильными соседними государствами.

В дальнейшем плавная трансформация от просьбы правителей к своему народу в целях решения общих задач государства и народа, необходимости поддержки правительства финансовыми ресурсами, принципах долга граждан перед государством, праве государства принудительно взимать налоги ради общего блага государства, оканчивается на плате за жизнь в цивилизованном обществе. И представляется, что это не конечный этап в эволюции системы налогообложения.

Давайте пофантазируем, как может измениться система налогообложения в будущем. Что нас ждет?

Всем нам известно, что налоги есть основа расходов любого государства на содержание как самого государственного аппарата, госчиновников и бюрократической машины, так и таких необходимых государству вещей как армия, медицина, образование, наука, правоохранительные органы, структуры МЧС. Все то, без чего существование любого цивилизованного государства не представляется возможным. Конечно, есть государства, которые не имеют собственную армию в прямом смысле этого слова (Монако, Лихтенштейн, Ватикан и т.д.), но в данном случае подобные государства либо соблюдают нейтралитет, либо входят в альянсы, блоки, союзы, т.е. «передают на аутсорсинг» задачу охраны собственных границ.

Источником финансирования всего этого безусловно являются налоги. За редким исключением, как пример можно привести Норвегию, источником содержания могут являться природные богатства страны (хотя это тоже налоги), но это скорее исключение, чем правило.

В целях создания баланса между размером заработка населения, доходов предприятий разных форм собственности и налогообложением, государства регулярно модернизируют свою систему налогообложения. И зачастую модернизация и совершенствование не всегда одно и тоже.

Мы видим, что все предвыборные речи и программы кандидатов в высшие эшелоны власти разных стран мира содержат пункты про совершенствование системы налогообложения, предоставление льгот отдельным категориям налогоплательщиков и, как правило тем, кто может отдать большее количество голосов за того или иного кандидата.

Как правило, часть или полностью из обещанного предваряется в жизнь, иначе не исполнение данных обещаний не сулит ничего хорошего, но бывает, что обещания не всегда выполняются. Это связано с тем, что не представляется возможным всем снизить налоговое бремя и в целях сохранения (увеличения) уровня налоговых поступлений действует принцип сообщающихся сосудов. Но это тема для отдельного разговора.

Так что же нас, законопослушных налогоплательщиков, ждет в будущем?

Очевидно, что будущее за технологиями. Уже сейчас система налогообложения выстроена довольно таки в серьезную IT систему, в рамках

которой каждый налогоплательщик как физическое, так и юридическое лицо имеют свой код налогоплательщика (ИНН).

В развитых странах, к числу которой можно отнести и Россию (несмотря на то, что нас в мире считают страной с развивающейся экономикой), без наличия идентификационного кода налогоплательщика невозможно устроиться на работу, взять кредит в банке, совершить ту или иную финансовую операцию и т.д.

Столь жесткое регулирование даже близко не напоминает добровольные пожертвования, которые существовали на заре формирования системы налогообложения. Мало того, за неуплату налогов в большинстве стран мира существует уголовная ответственность.

Безусловно, это в большей мере оправданно, так как всегда существовало, существует и будет существовать желание минимизировать свои налоговые платежи и, как показывает практика, не всегда законными схемами. Яркий тому пример — «Панамское дело», которое вскрыло глобальную практику использования оффшоров, в том числе и многими высокопоставленными чиновниками и во многих странах мира.

Учитывая стремительное развитие технологий, можно легко предположить, что в недалеком будущем идентификационный код налогоплательщика будет записываться на вживляемый под кожу микрочип, который будет содержать в своей памяти подробнейшую информацию о его носителе, и которую можно будет считывать без ведома его носителя в любое время и в любом месте.

Также вполне возможно, что с помощью данного чипа можно будет контролировать все денежные потоки носителя как физического лица, так и денежные потоки юридических лиц, если «подключать данную опцию» физическим лицам, занимающим посты руководителей компаний, главных финансистов и бухгалтеров. Даже существующие технологии уже позволяют сделать это.

Человек (предприятие) зарабатывает свои средства, вся информация закачивается на микрочип и готово. При этом расходы тоже можно осуществлять с помощью данного чипа вместо банковской карты.

Если проанализировать текущие тенденции и процессы к переходу на электронные деньги, снижение доли использования наличных денежных средств, интеграции банковских и прочих информационных систем, разного рода баз данных и т.д., не сложно спрогнозировать дальнейшее развитие событий если будет выбран данный вектор развития и совершенствования системы налогообложения.

Какие возможности открывает данный подход?

Во-первых, как уже сказано выше, это тотальный контроль за денежными потоками в мировом масштабе с детализацией до физического лица.

Во-вторых, это возможность ограничения движения данных денежных потоков путем блокировки и при необходимости, списание обязательных платежей, в том числе налоговых, в автоматическом режиме.

В-третьих, это кардинально может поменять ситуацию на рынке банковских услуг в части использования банковских карт и бумажных дензнаков. Не нужны будут кошельки, размен, «заначки в носок». Конечно необходимо создание системы предотвращения несанкционированного доступа, но представляется, что это тоже не проблема.

В-четвертых, это возможность обеспечения возможности круглосуточного мониторинга за местоположением носителя микрочипа с точностью до метра. Это представляется очень заманчивым для спецслужб и правоохранительных органов.

В-пятых, не нужно будет выдавать бумажные документы, такие как паспорт, водительское удостоверения, медицинские справки и другие. Можно будет закачивать и считывать всю информацию дистанционно.

Наверное, можно привести еще много аргументов за внедрение подобных технологий. Нечто подобное представлено в голливудском фильме «Время», вышедшем несколько лет назад.

При всех эти преимуществах существует много аргументов против, и основным из них, пожалуй, является право любого гражданина планеты Земля на частную жизнь и ее приватность, которая прописывается в Конституции страны [1]. Другим, не менее весомым, пусть и фантастичным аргументом, представляются риски сбоя IT систем и их использование в корыстных и противозаконных целях путем взлома. В данном случае последствия сложно себе представить.

Для реализации данного сценария потребуется серьезное изменение законодательной и правовой базы в мировом масштабе, четкое понимание и взаимодействие всех участников, проведение референдумов во всех странах-участниках проекта и много-много других организационно-технических мероприятий.

Потребуется создание специальных IT подразделений-администраторов, следящих за соблюдением всех норм и правил, систем паролей и допусков, защиты от злоумышленников и противодействия им, колоссальных серверных мощностей, что в свою очередь потребует больших материальных ресурсов и затрат электроэнергии.

И, в данной ситуации, кто будет руководить этим процессом, «держать все под колпаком», можно смело сказать — будет править миром, поэтому принципиально важно в данном сценарии, чтобы сохранялся баланс сил между участниками всей этой системы.

При этом борьба за этот ресурс будет осуществляться не с помощью оружия массового поражения физической силы и вооружения противника, а с помощью интеллекта, в том числе искусственного и против него.

Безусловно, все это звучит фантастично, но как показала история не все так уж нереализуемо, как бы фантастично не звучало.

Нужно ли нам все это, реалистично ли? Покажет ВРЕМЯ.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Правовая система «Консультант Плюс».
  2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016 № 475-ФЗ), Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117- ФЗ (ред. от 28.12.2016 № 475-ФЗ). Правовая система «Консультант Плюс».