Евразийский
научный
журнал

История и историческая память - нужны ли они обществу?

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Модестова Елена Павловна
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 7684
Показать PDF версию История и историческая память - нужны ли они обществу?

Модестова Елена Павловна
ученица МБОУ СОШ №55, Россия, г.Брянск
E-mail: lenkamodestova@mail.ru

Жизнь – это бесконечная дорога с крутыми поворотами, тупиками, неожиданными открытиями, это лабиринт, за каждой дверью которого скрывается новый мир, полный тайн и загадок. Человек живет, и на протяжении всего жизненного пути он учится, он познает мир и самого себя. Движение вперед, стремление развиваться делает человека живым, настоящим, дает ему цель и повод вставать по утрам, ведь для одного человека новый день – это очередной шанс начать жизнь с чистого листа, а для другого – лишь небольшой шаг на пути к поставленной задаче. Но каким бы ни был наш жизненный путь, чтобы не сбиться с него, самое главное – помнить о совершенных поступках и принятых решениях, помнить о прошлом и не забывать настоящее в погоне за лучшей жизнью, за будущим, которое никогда невозможно предугадать. Память – это нравственное качество, которое делает нас людьми. Она есть напоминание о совершенных ошибках, о быстротечности и важности времени. Она связывает нас с миром, а, самое главное – с историей не просто наших предков, но и всего человечества.

Безусловно, как наука, история состоит из фактов, событий и дат, и порой их изучение кажется нам скучным и бессмысленным, неважным. В современном мире, где все меняется чуть ли не со скоростью света, человек пытается максимально обезопасить себя от впустую потраченного времени, тщательно планирует каждую минуту, стремясь охватить все и сразу. Он все больше посвящает свою жизнь повседневным заботам, ежедневной рутине, и все остальное теряет свою значимость. Очень немногие современные подростки включают историю в число любимых предметов, и все чаще среди них встречаются те, кто даже не способен назвать временные рамки Второй мировой войны 1939-1945гг. Значение исторической памяти размывается, а число желающих исказить канву исторических событий возрастает с каждым днем. Так, уже почти на протяжении двух лет украинские власти стремятся переписать мировую историю, приписать себе заслуги в борьбе с фашизмом. Они провозглашают национальным героем Петлюру, человека, который в свое время способствовал расколу украинцев, возводят ему памятники, переиздают  школьные учебники по истории. Власти же в США и вовсе еще практически сразу после окончания Второй мировой стали внушать жителям своей страны, что именно они разгромили фашизм и Гитлера, умалчивая о подвиге советского народа. В документальном фильме "Военная тайны" с Игорем Прокопенко корреспондент проводил опрос среди жителей США разных возрастов, спрашивая их о том, кто же именно одержал победу в 1945 году, и, к огромному сожалению, никто из опрошенных даже не вспомнил о заслугах миллионов погибших советских солдат и офицеров. И больше всего поражает то, с какой легкостью и охотой люди принимают эту переписанную, искаженную версию исторических фактов.

Можно ли считать такое поведение массовым заблуждение? Однозначное нет,

потому что заблуждение подразумевает непреднамеренное искажение истины, ошибочно принимаемое за нее в силу нехватки каких-либо доказательств в ее подтверждение. Нынешнее же отношение к истории лишь свидетельствует о снижении духовного уровня общества. Наше прошлое – это та неотъемлемая часть на пути личностного развития, без уважения к которой человек, пожалуй, способен потерять и самого себя. Личность не может существовать без прошлого. Чтобы совершить великое открытие, нужно иметь представление о том, с чем тебе предстоит столкнуться. Жизнь, подобно науке, похожа на алгоритм из причин и следствий, где каждое действие имеет связь с предыдущим и влияет на последующее, а историческая память способна, прежде всего, обезопасить человека от повторения многих разрушительных, губительных ошибок, таких, как, конечно же, войны. История заключается даже не в изучении дат, имен или событий, она кроется в культурном наследии, в опыте и мудростей предыдущих поколений. Изучая историю, мы изучаем самих себя. Таких же людей, которые подарили нам мир таким, каким мы знаем его сейчас.

Книги, живопись, музыка, памятники архитектуры, летописи – все это часть исторической памяти, которая обогащает внутренний мир человека, рассказывает о быте, обычаях и традициях наших предков. Читая исторические романы, стихотворения, посещая картинные галереи, человек учится видеть мир за рамками своего привычного существования, по-новому видеть и понимать себя, узнавая о людях прошлых эпох, поколений. Он обогащается духовно. Он познает новые грани мира, открывая для себя новые дороги и возможности. История в искусстве, творчестве – это проявление духовности, которая, пожалуй, всегда особенно отличала русский народ от других, потому что русский человек всегда наиболее сильно был привязан к дому, семье, Родине. 

Русские писатели всегда писали о том, что видели вокруг себя, о России и русских людях, они старались вложить в свои произведения  безграничную преданность и любовь к своей Родине. Тем не менее это не мешало им отображать повседневность русских людей и социальную обстановку в стране такой, какая она есть, с ее изъянами, многовековыми нерешенными вопросами (необходимость ликвидации крепостного права, жестокость в обращении с крепостными занимали многих поэтов и писателей вплоть до крестьянской реформы 1861 г., а впервые жизнь крестьян стала центральной темой еще в семнадцатом веке в произведении Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву").

Русское искусство – это всегда история. И даже во времена жесткой цензуры, когда власти пытались ограничить выход в свет произведений литературы, живописи, музыки, которые, по их мнению, компрометировали уклад жизни русских людей и Россию в целом, деятели искусства продолжали бороться за право своим творчеством "говорить" о насущных и волнующих общество вопросах, о народе и для него. Наверное, именно поэтому на долгое время оказались под запретом Пастернак и Булгаков, была предана забвению Ахматова, репрессирован Н. Гумилев, именно поэтому не смогли "смолчать" передвижники во главе с Крамским, которые в 1863 году покинули Художественную академию, не желая следовать канонам академизма, а стремясь в своих картинах изображать реальную жизнь.

Человек и его история – две стороны одной медали. Человек создает историю, каждый раз открывая все новые и новые грани своих возможностей. Но в то же время именно историческое развитие определяет самого человека и саму его сущность. Может ли человек в современном обществе обойтись без истории? Конечно же, нет. История – это память. А память движет каждым человеком, дает ориентиры, которые направляют нас и ведут к заданной цели. Историческая память – это фундамент человеческого существования. Это прошлое. Это настоящее. Это будущее. Сохранение исторической памяти – это обязанность каждого человека, это даже не просто дань уважения или благодарность предыдущим поколениям, сохранение исторической памяти – это то, что помогает человеку оставаться нравственным и, конечно же, человечным.