Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Историко-правовые аспекты становления театральной деятельности: понятие и сущность театральной постановки

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Илюшкина Анна Алексеевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №9 2020»  (сентябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 1100
Показать PDF версию Историко-правовые аспекты становления театральной деятельности: понятие и сущность театральной постановки

Илюшкина Анна Алексеевна
студентка 3 курса факультета магистратуры
Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России), Россия, г. Москва

Научный руководитель: Степанян Ани Самвеловна,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского и предпринимательского права
Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России), России, г. Москва

Вопрос, касающийся правовой регламентации театрального искусства, является классическим для цивилистики. Однако в силу объективных причин для признания театральной постановки в качестве самостоятельного объекта авторского права потребовалось значительное время. Решение данной проблемы осуществлялось посредством установления характера прав субъектов, участвующих в театральной деятельности, и специфики создаваемых ими объектов.

Так, в античном театре в центре внимания были религиозные и мифологические сюжеты, ввиду чего потребность в соблюдении прав творческих деятелей отсутствовала. Деятельность профессиональных актеров находилась в прямом государственном подчинении. Даже когда городские власти Греции избирали драматургов и актеров на год, выплачивая им содержании из бюджета, речь шла о вознаграждении
за труд, а не стремлении защитить права.

В период Средневековья, благодаря появлению такого жанра, как мистерия, характеризующегося абстрагированием от религиозных текстов, наличием авторского толкования тех или иных сюжетов, на первый план среди субъектов театрального искусства окончательно вышли авторы литературных текстов. Средневековый театр подготовил основу для появления мощного реалистического театрального искусства эпохи Возрождения.

Итальянская ренессансная драма позволила создать театр, аккумулирующий античное наследие и средневековую форму. В театральных постановка XIV — XVII вв. впервые текст и музыка начинают существовать как единое целое. Музыкальная религиозная трагедия, являющаяся предпосылкой современной оперы, которую можно рассматривать в качестве отдельного вида театрально-зрелищных представлений, способствовала усилению зрелищности за счет сценического действия и одновременной эклектичности [1, с. 101].

В дальнейшем театральное дело развивалось посредством адаптации литературного текста к сценическому действию, усложнения спектакля музыкальным сопровождением, сценографией, светом. Постепенно формировался прообраз современного театра. Однако развитие общественных отношений опережало правовое регулирование. Права авторов
и исполнителей не получали легального закрепления, и им не предоставлялась возможность защиты результата творческого труда. Директоры государственных театров и частные антрепренеры в большинстве случаев не получали согласия авторов на постановку пьес и иных драматических произведений, не выплачивали поспектакльных отчислений, повсеместно видоизменяли тексты, присваивали авторство и не указывали в афишах достоверные имена. Также известны случаи, когда представители одних театров незаконно полностью заимствовали идеи постановок, входящих в репертуар других театров [2, с. 173-174, с. 98]. Примечательно, что аналогичные проблемы правоприменительной практики были сформулированы при разработке законопроекта, направленное на совершенствование правовой регламентации прав исполнителей в 2017 году [3].

Дальнейший импульс к развитию и правовой регламентации театральное искусство получило в период Великой французской буржуазной революции 1789 — 1799 гг. Декрет о свободе театров от 13 января 1791 г. предоставил каждому гражданину возможность открывать театр и ставить любые произведения под собственную ответственность, а также запретил на всей территории Франции использовать
в театральных постановках произведения авторов без предварительного получения их согласия.

К концу XVIII в. окончательно легальный статус получил принцип неприкосновенности литературного текста. С принятием в 1883 г. в Англии Закона об авторском праве в области театральных постановок (Dramatic Copyright Act) за авторами было закреплено право публичного представления исполнения [4, с. 30]. Таким образом, исключалась возможность постановки и публичного исполнения спектакля без согласия авторов и без выплаты им соответствующих вознаграждений.

Рассмотренные тенденции развития театральной деятельности привели к тому, что уже к середине XIX в. сформировался определенный круг субъектов, отвечающих
за постановку театральных представлений. В него вошли автор литературного текста, актер, художник-оформитель и при необходимости композитор. Однако деятельность режиссеров-постановщиков не имела авторской окраски и была сведена к административно-хозяйственным и организационным функциям.

Основы театрального искусства, заложенные в зарубежных странах, с некоторыми особенности проявились и в России. Русский профессиональный театр, заимствованный в середине XVII в. из Западной Европы, нес изначально иностранные форму и содержание.

В дореволюционный и советский период театральная деятельность рассматривалась как синтез трех компонентов — работа режиссера, исполнение, театральная постановка.

Работа режиссера определялась как созидательная деятельность, поскольку при создании театральной постановки в большей степени ведется работа с литературным текстом посредством его интерпретации. В данном случае под правовую защиту попадали авторские права драматургов.

Вторым компонентом театральной деятельности традиционно считалось исполнение артистов. Однако на протяжении длительного периода времени актер
и режиссер соединялись в одном лице, и такая деятельность именовалась как актерская режиссура.

В.Я. Ионас настаивал на закреплении юридической категории «произведения исполнительского искусства». Права артистов-исполнителей цивилист распространял
на дирижеров, солистов, режиссеров, актеров и балетмейстеров [5, с. 80-81].
В.И.
Серебровский, напротив, считал права артистов смежными, поскольку даже самые талантливые из них не создают нового произведения, а остаются в границах, заданных первоначальным автором [6, с. 88].

Относительно третьего компонента следует отметить, что театральная постановка рассматривалась вне правового поля. Данный подход был обусловлен сосредоточенностью режиссера и актеров на литературном тексте, отсутствием возможности обращения и нестабильной формой для воспроизведения [2, с. 108]. Обозначенные факторы не позволили цивилистам советского периода однозначно определить подходящий правовой режим для театральной постановки и способ предоставления прав лицам, участвующим в ней. В связи с этим Гражданский кодексе РСФСР 1964 г. в отличии от кинематографических работ не предоставил правовую регламентацию театральным постановкам.

Позднее, с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., театральные постановки стали рассматриваться через призму деятельности таких субъектов, как актеры, режиссеры и дирижеры. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» исполнение и постановки соотносил как целое и часть.

В настоящее время Гражданский кодекс Российской Федерации (далее также — ГК РФ) регламентирует театральные постановки как один из видов исполнения, тем самым относит их к охраняемым законом результатам интеллектуальной деятельности.

Говоря о понятии театральной постановки следует отметить, что в отечественном законодательстве наравне с международными актами (Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.) данный термин не употребляется.

В Гражданском кодексе Российской Федерации используется понятие «театрально-зрелищное представление», которое по содержанию включает в себя не только театральные постановки, но и другие зрелищные мероприятия (например, цирковые, кукольные, эстрадные представления).

По правовой природе театральная постановка относится к категории сложного объекта интеллектуальных прав. Указанное родовое понятие вводится в статье 1240 ГК РФ.

По мнению В.В. Яровой, М.А. Костенко, законодатель целенаправленно не включил сложный объект в перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым согласно статьи 1225 ГК РФ предоставляется правовая охрана. Это означает, что сложный объект не рассматривается как самостоятельный объект интеллектуальной деятельности, а выступает понятием собирательным, позволяющим регламентировать отношения между лицом, организовавшим создание сложного объекта и обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности [7, с.112].

В качестве ключевых характеристик театральной постановки можно назвать наличие в ее составе нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (литературное (драматическое) произведение, декорационное и музыкальное оформление, режиссерское решение и исполнение актеров), наличие общего творческого замысла, объединяющего указанные результаты интеллектуальной деятельности в единое и неделимое целое, наличие лица-организатора, осуществляющего руководство и координацию процесса создания сложного объекта.

Следует отметить, что общая тенденция, направленная на укрупнение разделов ГК РФ отразилась и на правовом регулировании отношений в области театральной деятельности: закреплены такие категории, как «театрально-зрелищное представление» и «сложный объект». В статьях 1240 и 1313 ГК РФ законодатель объединил театральные постановки (спектакли) со зрелищными представлениями.

На наш взгляд, статья 1304 ГК РФ подчеркивает первичность театральных постановок как самостоятельных результатов исполнительской деятельности, способных к воспроизведению без участия режиссера-постановщика, к многократному повторению при условии узнаваемости конкретным зрителем. Если зрелищное представление отвечает указанным признакам, то его следует признавать театральной постановкой. В противном случае, оно не выходит за рамки исполнения и охраняется как самостоятельный объект смежных прав.

Подводя итог, необходимо отметить, что исторические особенности, связанные с развитием театрального искусства, обусловили вектор правового анализа театральных постановок в отечественной цивилистики. Необходимость защиты авторов литературных текстов, формирование правового статуса режиссера-постановщика, изменение сущности создания спектаклей оказали значительное влияние на современное правовое регулирование театральной постановки.

Библиографический список:

  1. Вахитова Ю.И. Правовое регулирование театральных постановок: исторические и юридические основания // Российский юридический журнал. 2019. № 5. С. 100-110.
  2. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции / пер. с фр. 2-е изд. М., 1993. 383 с. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Курс советского гражданского права. Авторское право. М., 1957. 280 с.
  3. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 1052531-6 «О внесении изменений в главу 71 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/57260414 (дата обращения: 23.09.2020)
  4. Липцик Д. Авторское право и смежные права / пер. с фр.; предисл. М. Федотова. М., 2002. 788 с.
  5. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. 168 с.
  6. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. 283 с.
  7. Яровая В.В., Костенко М.А. Правовой режим сложных объектов в аспекте модернизации гражданского законодательства России // Власть Закона. 2016. № 1. С. 107-116