Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Историко-Философский синтез Евразийского учения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Самонкин Юрий Сергеевич
Рубрика: Философские науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 1667
Показать PDF версию Историко-Философский синтез Евразийского учения

Самонкин Юрий Сергеевич / Samonkin Yuriy Sergeevich
Аспирант Института Социальных Наук, кафедра «Международное Право.
Европеское право». Председатель коллегии АНО «Центр Исследований,
Сохранения, Поддержки и развития Евразийства»

Аннотация: Происходящие  в   современной   жизни  России  качественные  изменения выдвигают на   первый  план вопрос   о   путях  развития   России  и  ее  будущем. Попытки ответить  на   этот  вопрос   неизбежно   обращают  внимание  к  прошлому  опыту. Самобытной  частью  этого  наследия   является   идеология евразийства,  которая  до  относительно   недавнего  времени   была малоизвестной.

Ключевые слова: Евразийство, ЕАЭС, Философский Анализ, Учение Классиков, Генезис Национальной Идеи России

Возникшее   в   начале   двадцатых   годов  в   среде  русской эмиграции   и  объединившее  философию,  историю,  географию,  экономику, психологию  и  другие   области  знания,  евразийство  явилось  новым   и  в  то   же время   достаточно   традиционным  для  России  течением  мысли.  Наиболее известными  евразийцами   были:  лингвист,  филолог  и  культуролог  Н. С. Трубецкой;  географ,  экономист   и  геополитик   П.Н. Савицкий;  философ  Л. П. Карсавин;  религиозные  философы  и  публицисты  Г. В. Флоровский, В. Н.Ильин;  историк  Г . В. Вернадский;  музыковед  и  искусствовед  П .П . Сувчинский;  правовед   Н .Н .Алексеев;  экономист   Я. Д. Садовский; критики   и  литературоведы   А. В. Кожевников,  Д. П. Святополк-Мирский;  востоковед   В. П.Никитин;  писатель   В. Н. Иванов. Классическое  евразийство  – это  яркая  страница  интеллектуальной,  идеологической  и  политико-психологической  истории  русской пореволюционной эмиграции 20-30-х годов прошлого века. С момента активного заявления о себе евразийство отличали:  изоляционизм; 

  1. признание факта  революции  в  России  (в  том смысле, что ничто дореволюционное уже невозможно);

  2. стремление стоять вне «правых» и «левых» (идея «третьего, нового максимализма» в качестве противопоставления идее третьего интернационала).

Как цельное мировоззрение и политическая практика евразийство не только постоянно внутренне эволюционировало, обновляло состав участников, но часто становилось объектом критики, энергичной и весьма эмоциональной полемики, категорического неприятия в эмигрантской среде. И  сегодня  восприятие  евразийских идей в России неоднозначно. Можно  согласиться  с  мнением  известного  современного  российского религиозного философа С.С. Хоружего, который говорит о евразийстве как о тотальной идеологии, с жесткими идейными схемами, с упрощениями и категорическими позициями по всем вопросам, и полагает, что таков был стиль эпохи – время господства идеологий фашизма, нацизма, марксизма и рейдизма. Вместе с тем, С.С. Хоружий отдает дань некоторым идеям основоположников евразийства, которые, по существу,  предвосхитили  появление таких современных научных направлений, как геософия, экология культуры, номадология. Вплоть  до  1980-х  годов  евразийская  проблематика  не  была предметом  серьезных  исследований ученых-обществоведов.  Авторы  немногочисленных статей, так или иначе затрагивающих евразийскую проблематику, крайне негативно относились к представителям этого течения и к их идеям. Еще одна периодизация евразийства дана в книге А.Т.  Горяева, согласно которой евразийство может быть  разделено  на  три  этапа: 

первый   –  оформление  комплекса  идей (1921-1924); 

второй  –  утверждение этих идей (1924-1928);

третий – распад общего движения на различные группировки  и  закат  евразийства (1928-1938) [3, с.26]. Особое место в исследовании творчества  евразийцев,  вне  всякого  сомнения,  принадлежит  великому русскому ученому Л.Н. Гумилеву, называвшему себя «последним евразийцем» и выразившему незадолго до смерти твердую уверенность в том, что если России суждено возродиться, то только через евразийство [5].Это  течение  рассматривалось некоторыми из его первых критиков как  продолжение  славянофильства. Один из основоположников евразийства  князь  Н.С.  Трубецкой  пишет: «Освободив свое мышление и мироощущение от давящих его западных шор, мы должны внутри себя, в сокровищнице национальной русской духовной стихии черпать элементы для создания нового мировоззрения» [8, с. 398].Классическое  евразийство было идейным наследником славянофильства. Однако, несмотря на то, что по выражению П.Н. Савицкого: «Евразийство, конечно, лежит в общей со  славянофилами  сфере… проблема взаимоотношений обоих течений не может быть сведена к простому преемству» [5,с.280].

Уникальность же евразийства, по моёму мнению, заключается в том, что это был оригинальный синтез трех учений:

  • византизма  поздних  славянофилов (признание основополагающим элементом Российской культуры византийского предания и Православной Церкви), соединенного с неприятием европейской цивилизации Нового времени;

  • восточничества, «поворот к Востоку (Азии)», т.е. признание положительной роли татаро-монгольского ига и единства исторической судьбы и культуры русского и туранских (восточных) народов;

  • оригинальное  политико-экономическое  учение,  близкое  к марксизму  по  своим  политическим выводам (евразийцы полностью принимали тактику большевиков в смысле их организационной структуры и политического строя).

Однако синтез этих трех учений основывался на рациональном анализе культуры и истории России с одной стороны, а с другой стороны, на одной из первых в мире теорий геополитики, т.е. соотнесении политических и национальных  форм  органического бытия жизни народов с географическим пространством, или цивилизационном подходе.




Источники и литература

  1. Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской истории  / Г.В. Вернадский // Основы Евразийства / сост. Н. Агамалян и др. – М.: Арктогея-Центр, 2002. –  С.354-355.

  2. Вилента И.В. Концепция истории России в научном наследи евразийцев:  автореф. дисс. ... канд. ист. наук. – М., 1996. – 26с.

  3. Горяев А.Т. Евразийство: «научный замысел» и практические реалии. – М.: Российский ун-т дружбы народов, 2001. – С. 26-30.

  4. Губбыева З.О. Историософская концепция евразийства: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – М., 1995. – 26с.

  5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989. – 764 с.

  6. Гумилёв Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилёв. М.: Изд-во АСТ, 2004. – С.208-209.

  7. Игнатова С.В. Историко-философский анализ евразийского учения: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. – М., 1995. – 19с.

  8. Карсавин  Л.П.  Основы  политики  /  Л.П.  Карса-вин   // Основы Евразийства. – С. 376.

  9. Кривошеева Е.Г. Пореволюционное эмигрантское течение – евразийство (1921-1932гг.): автореф. дисс. … канд. ист. наук. – М, 1997. – С. 23.

  10. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация.  – М.: Норма, 1998. – С. 120.