Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Коваленко Светлана Владимировна
к.н., доцент,
кафедра экономики предприятий и организаций (экономические науки),
Набережночелнинский институт (филиал) КФУ г. Набережные Челны, РФ
E-mail: SVKovaLenKo@list.ru
Макарова Снежана Игоревна
Студентка, 1 курс, ЭО,
специальность «экономическая безопасность»,
Набережночелнинский Институт (филиал) КФУ г. Набережные Челны, РФ
E-mail: makarova.snezhana@list.ru
Понятие «лизинг» уходит корнями в далёкое прошлое. Известно, что арендные сделки использовались древними цивилизациями (шумерами, эллинами, римлянами и мн. др.) ещё в IV веке до н. э., во времена Платона и Аристотеля ( в трактате «Риторика» описал сущность лизинга). Впервые полноценный договор лизинга упоминается документально лишь в 1066 г. н. э. (арендный договор между норвежским правителем и судовладельцами Нормандии).
Средневековье обернулось для лизинга некоторыми ограничениями (запретили мнимый лизинг, отрегулировали условия заключения договора аренды). В приоритете были сельскохозяйственные орудия и лошади, доспехи. К началу XX века, в связи с модернизацией производства, увеличился спрос на различные виды техники и оборудования (в основном из-за развития ж/д транспорта, каменноугольной и других видов промышленности, коммуникации). Годом появления лизинга считают 1877 год, когда американская телефонная компания начала сдавать телефоны в аренду. Тогда же активно начали создаваться самые различные компании, оказывающие лизинговые услуги.
К нам же в Россию это понятие относительно недавно — первый явный факт участия в лизинговых сделках приходится на времена Второй Мировой войны. В военные времена США поставляли союзным странам, — в том числе и СССР, — столь нужные в тех условиях продовольствие, технику и медикаменты. Оформлялось это всё в виде договоров лизинга — договоров аренды, которой присущи элементы заёмных операций (что придаёт сходство с кредитом) [1, с. 5]. В то время было принято считать, что лизинг выгоднее обычного кредита, однако, несмотря на последующее активное использование во всём мире, на первых порах лизинг в нашей стране не прижился. В послевоенное время эта форма кредитования использовалась лишь с целью приобретения дорогостоящего технического оборудования (самолёты, суда), и то, лишь на уровне международной экономики.
Первые лизинговые компании сформировались на территории нашей страны лишь к началу
Не малую роль сыграло и введение двух постановлений, принятых в ноябре 1995 и июне 1996 гг. соответственно. Первое разрешало получателю лизинга включать платежи в затраты, второе — предусмотрело применение механизма ускоренной амортизации к объектам лизинга, что не допускалось ранее.
Следом, в 1997 г. было обнародовано Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997 — 2000 годы». Нововведение было направлено на укрепление позиции молодого рынка и привлечение инвестиций к развитию лизинга и представляло из себя нечто сродни плану на три ближайших года. Постановление призывало содействовать созданию лизинговых компаний в строительной, технической, авиационной, фермерской, производственной и медицинской отраслях. Присутствовали и некоторые попытки сбалансировать валютные лизинговые операции, сгруппировать лизинговые межрегиональные центры для поддержки малого предпринимательства (например, в таких городах, как наши культурная и государственная столицы, Томске, Самаре и т.д.). Планировалось направить лизинг по пути поддержки экономики государства: от поставки продукции для государственных организаций, до проведения международных операций, но достичь этого не удалось. Экономический упадок после кризиса в 1998 г. оказал пагубное влияние на развитие лизинга: из-за отсутствия финансирования многие лизинговые программы прекратили своё существование, спрос значительно упал. Однако, несмотря на это, критическая ситуация пошла на пользу лизингу: благодаря уступкам, на которые пошло большинство оставшихся функционировать лизинговых компаний (продление сроков выплат, переработка графиков и мн.др.), подтвердилось, что лизинг очень гибкий финансовый механизм, способный учесть пожелания и потребности потребителя. Благодаря своей гибкости эта финансовая услуга в короткие сроки оправилась после первого кризиса, а в последующие годы медленно, колеблясь, укрепляла свои позиции в экономике.
В дальнейшем популярность этой финансовой услуги возросла под влиянием таких факторов, как кризис
Эксперты выделяют несколько факторов и причин падения, основными из которых являются сокращение нового бизнеса (на 20%) и ухудшение макроэкономической ситуации в стране, высокий процент кредита и конкуренция (см. табл. 1).
Таблица 1 — Факторы, влияющие на деятельность организаций в сфере лизинга, [3, с. 5].
2014 | 2015 | |
Высокий процент коммерческого кредита | 83,1 | 83,4 |
Конкуренция со стороны других организаций, осуществляющих лизинговую деятельность | 51,2 | 41,5 |
Недостаточный спрос на предметы лизинга | 31,1 | 29,3 |
Несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности | 19,4 | 28,6 |
Информационная непрозрачность деятельности потребителей | 27,9 | 23,8 |
Существующий уровень налогообложения | 21,7 | 19,7 |
Недостаток финансовых средств | 10,4 | 20,9 |
Сложности с получением кредита | 16,9 | 16,7 |
Недостаток квалифицированных специалистов | 2,7 | 4,2 |
Отсутствие страхования рисков лизинговой деятельности | 1,2 | 0,6 |
За последние несколько лет этот молодой рынок стал неотъемлемой частью российской экономики: с его помощью осуществляются поставки самого различного технологического оборудования, как в федеральные региональные государственные органы, так и в сферу малого бизнеса. В настоящее время для России эксперты делают положительные прогнозы на текущий год. [4, 5, с. 6]. Ожидается рост объема малого бизнеса, бизнеса по продажам автомобилей (автолизинг считается лидерским направлением рынка) и небольшое снижение железнодорожного лизинга. Также, в конце 2016 года стало известно, что Центробанк РФ готовит реформу, которая, по планам, должна полностью изменить структуру лизингового рынка и его регулирование [6, с. 6].
Список литературы