Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Исторические предпосылки возникновения колористики

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ахмеджанова Умида Баходировна
Рубрика: Архитектура
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2188
Показать PDF версию Исторические предпосылки возникновения колористики

Ахмеджанова Умида Баходировна
Ассистент кафедры «Промышленный дизайн»
ТГТУ им И.Каримова, Узбекистан, г.Ташкент

Наука о цвете возникла очень давно. Шаг за шагом человек хотел овладеть тайнами цвета. Хотя цвет еще не выделяли из цельной, синкретично воспринимаемой картины мира, но уже тогда возник и широко использовался определенный цветовой язык.

В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика, которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии. Овладение цветом приобрело новые формы. В эпоху античности цвет впервые стал рассматриваться как кате­гория эстетики. Еще в IV в. до н. э. древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. В средние века по­знание цвета происходит в русле метафизических религиозных учений.

Европейский Ренессанс снимает приобретенный во времена средневековья мистический покров с проблемы изучения цвета. Альберти и Леонардо да Винчи смотрят на мир глазами ученых-экспериментаторов, открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индук­ции, предлагают новое толкование цветовой эстетики. Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников нашего времени. Он образовал цвето ряд из шести цветов, привязал их к природным стихиям: белый — свет, желтый — земля, зеленый — вода, синий — воздух, красный — огонь, черный — тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гар­монически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый—черный, синий—желтый, красный—зеленый. Фактически зарождалась наука о цвете.

Идею шести цветного цвето ряда по-своему интерпретировали и развивали Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и другие.

Сочетание двух дополнительных цветов вызывает гармоничное ощущение потому, что один из них является суммой двух основных цветов. Таким образом, в каждой паре в заимо дополнительных цветов присутствуют три цвета.

Гёте разрабатывал учение о цветовой гармонии и чувственно нравственном действии цветов. Рунге предложил принцип систематизации на основе трехмерного цветового тела. Опыт изобразительного искусства подводит к по­ниманию само ценности цвета, к раскрытию его собственной духовной содержательности пишет Ф.Гегель в своей «Эстетике».

Всем известно, что в темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света — световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Свет — это частный случай электромагнитного излучения. Свет имеет двойственную природу: при распространении он ведет себя как волна, а при по­глощении и излучении — как поток частиц. Итак, свет принадлежит пространству, а цвет — предмету.

Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например в трехгранной стеклянной призме, то появляется радуга. Первым это явление открыл английский физик И.Ньютон — ему удалось разложить белый свет на цвета спектра. Он определил в спектре семь цветов и объяснил, что их смешение является главной причиной многообразия цветов.

Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы.
Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные (бес цветные) цвета. Они отличаются между собой по светлоте в зависимости от коэффициента отражения. Человек различает около 300 ахроматических от­тенков.

К другой группе (цветных) хроматических цветов относятся цвета солнечного спектра и их производные. Это — все цвета, кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т. п. Хроматические поверхности характеризуются вза­имодействием спектральных цветов, их смешением, цветовым тоном, насы­щенностью и светлотой.

Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудноразличимый цветной оттенок (розова­тый, желтоватый, зеленоватый и т. п.), уже будут являться хроматическими цветами. Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей, относятся к ахроматическим цветам.

cvtvsrdg_1.png

Цветовой круг обычно делят на две части — теплую и холодную.

Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе действительно дают тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеле­ные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным — льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п.

В творчестве любого художника есть периоды, когда он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П.Пикассо одно время работал с холодными цветами, в другой период — с теплыми (так называемые голубой и розовый периоды в его творчестве). Одни худож­ники пишут красками теплого оттенка (Рембрандт, Рубенс, Д.Левицкий, Тициан, В.Тропинин), другие отдают предпочтение холодным цветам (Эль Греко, Мурильо, В.Борисов-Мусатов).

Специальная литература

  1. Timothy Samara. Design Elements. — New York: STIM Visual Communication, 2011.- 272 p.
  2. Johannes Itten. The Elements of Color. — New York: 2010.- 92p.
  3. Назилов Д.А., Дмитриева И.В., Хаджибаева Н.Х., Композиция асослари. Дарслик. — Т.: изд. Янги аср овлоди нашриети. 2009. −78б.