Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Булавинцев Никита Валерьевич
Воронежский государственный университет
Аннотация: Статья посвящена проблеме маргинализации изучения анархо-синдикализма. В статье автор через системный анализ источников исследует истоки политической философии анархо-синдикализма и кратко обозначает основные моменты ее генезиса. Изучается структура Анархо-Синдикалистского Интернационала, как одного из основных проводников идей анархо-синдикализма, через его противопоставление структуре Коминтерна.
Ключевые слова: анархо-синдикализм, МАТ, Коминтерн.
Summary: The article is concerned with the problem of anarcho-syndicalism and its perception in science community. The roots of the anarcho-syndicalism philosophy are carefully analysed and generalized through various sources. The structure of IWA as the biggest anarcho-syndicalist organisation is examined in comparison with the structure of Comintern.
Key words: anarcho-syndicalism, IWA, Comintern.
Тема анархо-синдикализма никогда не пользовалась должной популярностью. Во времена Советского Союза из-за идеологической монополии изучение многих течений в рабочем движении, в том числе и анархистских, было вытеснено с повестки дня. Само же анархическое движение было разгромлено в результате арестов 1929 — 1934 годов и сталинских репрессий. Деятельность советских властей по подавлению оппозиции коснулась не только лидеров и членов анархистских движений (арест лидера интериндивидуалистов А.Л. Гордина в 1924г., Ю. Кринницкого в 1925г. и проч.), разгрома ячеек (Запрет и прекращение деятельности Всероссийской федерации анархистов и Всероссийской федерации анархистов-коммунистов в
Теоретические предпосылки синдикализма.
История анархо-синдикализма неразрывно связана с именами Пьера Жозефа Прудона и Михаила Бакунина, которые заложили основные идеи, которые впоследствии использовались анархо-синдикалистами. Само направление начало зарождаться лишь в конце девятнадцатого века в рамках рабочего движения. 28 сентября 1864 года была создана первая международная организация трудящихся — Первый Интернационал, где вскоре возникло антиавторитарное крыло. Многие идеи, высказанные в ходе дискуссий, в дальнейшем и составили ядро теоретической базы анархо-синдикализма. В 1872 году случился раскол Интернационала на сторонников Маркса и федералистов (или «бакунистов»), последние из которых продолжили развивать идеи анархизма. Конгресс в Сент-Имье, состоящий из федералистов, выработал революционную анархистскую программу, согласно которой «любая политическая организация может считаться лишь организацией господства в пользу классов и ущерб массам» и, как следствие, «разрушение политической власти является первым долгом пролетариата». Среди прочего в программе содержался призыв к прямому действию, постулат, без которого невозможно представить современный анархо-синдикализм. Программа провозглашала: «отбрасывая любой компромисс, чтобы совершить социальную революцию, пролетарии всех стран должны установить, вне всякой буржуазной политики, солидарность революционного действия [3]», что явилось крупной вехой в развитии движения. Закрепляя и подтверждая принципы ликвидации государства и политической власти, на последующих конгрессах в Женеве (1873), Брюсселе (1874), Берне (1876) и Верьвье (1877) сторонниками движения высказывались мысли о будущем устройстве общества — свободная коммуна, в которой экономические процессы управляются профессиональными или отраслевыми ассоциациями трудящихся. Предпочтительные методы борьбы обозначались как прямое действие, непосредственные выступления, стачки, забастовки и иные формы прямого отстаивания своих социально-экономических прав. Опосредованное действие, а именно: участие в выборах, парламентская работа и т.п. отвергалось, поскольку, как позже напишет Р. Рокер, один из видных теоретиков анархо-синдикализма, в своей работе «Принципы синдикализма»: «Синдикалисты отвергают любую форму парламентской деятельности. [...] Цель парламентской системы в том, чтобы придать ореол законности системе лжи и социальной несправедливости — предоставить рабам возможность поставить на своё рабство штемпель закона». Здесь выявляется важная особенность анархо-синдикалистов. Методы их политической борьбы являются прямым логическим следствием их идеологических взглядов на природу государства и властных отношений. Для анархо-синдикалистов бороться с властью невозможно через компромисс посредством участия в репрезентативных органах — ведь тем самым они становятся частью того репрессивного механизма, против которого выступают. Нужно понимать, что анархо-синдикалисты выступают в первую очередь против эксплуатации человека человеком и господства человека над человеком и, как следствие, против любых государственных структур, поскольку государство для них — гротескная манифестация социальной несправедливости. Подобный скептицизм по отношению к административным и выборным органам власти сложился уже на первых конференциях антиавторитарного крыла и является постоянным спутником этой идеологии.
Другой важной идеей течения стало представление о профсоюзах, как организационной основе движения. Особенность синдикализма, которая в будущем отразилась и в названии (фр. syndicat — профсоюз, союз) явился факт, что члены движения считали профсоюзы не только орудиями для борьбы, но и практической основой для построения нового общества. Отвергая партии из-за их зависимости от властных структур, а также идеологических и социальных рамок, которые они на себя накладывают, анархо-синдикалисты склоняются к профсоюзам. На глобальном уровне им отводилась роль управления экономикой и планированием через федерации трудящихся. В отличие от государственных институтов, профсоюзы не подчиняются никакому центру, сами распоряжаются своими финансовыми средствами и полностью независимы. В организационной системе профсоюз представляет собой суверенное образование, которое, тем не менее, не изолировано — наоборот, связано с другими гомогенными образованиями посредством Федерации трудящихся и Союзам по экономическим отраслям.
Касательно методов политической борьбы, важной вехой в истории анархо-синдикализма следует считать работу видных Эмиля Пато и Эмиля Пуже «Как мы совершим революцию [4]». В этой книге авторы представили видение возможной синдикалистской революции и перехода к будущему обществу. Сам Эмиль Пуже видел в синдикализме лишь переходный этап, прообраз анархичного общества. Работа описывает предположительную модель успешной синдикалистской революции. Отправной точкой является всеобщая забастовка, т. е. прямое действие за отстаивание своих социально-экономических прав, которое повлечет за собой и политические преобразования. Таким образом забастовка в своем течении революционизируется, чему по мнению Пато и Пуже, будет способствовать нарастающее сопротивление правительства «власть имущих». Революция в их представлении является не деятельностью отдельных групп или лиц, а естественным эволюционным процессом, когда эволюционные и реформистские методы заходят в тупик. Подлинная же социальная революция возможна, по их мнению, лишь в том случае, когда широкие общественные массы осознают, чем именно следует заменить существующий общественно-политический строй. Каркас подобного представления должен прививаться посредством синдикатов или профсоюзов. Один из важнейших факторов, который способствует преобразованию социально-экономической забастовки во всеобщую политическую, является симпатия со стороны населения и общественное мнение. Как отмечается, переход симпатий на сторону восставших обычно случается в ходе радикальных мер государственного аппарата по подавлению забастовок. По мнению авторов, подобное влияние оказала трагедия Кровавого воскресенья 9 (22) января 1905 года. Подобные действия правительства в их представлении должны дискредитировать работу государственного аппарата и подтолкнуть желания масс к политическим преобразованиям посредством прямого действия. Особый упор Пато и Пуже делают на характере всеобщей забастовки: на начальных этапах она должна приносить как можно меньше ущерба и дискомфорта самим трудящимся, в то время как для буржуазии она должна быть максимально деструктивной, нарушая обычное течение жизни. Естественно, иным важным фактором, который поспособствует победе революции, авторы закономерно считают отказ армии применить оружие против населения и их переход на сторону восставших. Осложняющим же обстоятельством они полагали интервенцию со стороны иных государств, в которых не произошли революционные выступления.
Особенности Анархо-Синдикалистского Интернационала в сравнении с организацией Коминтерна.
Международная ассоциация трудящихся (МАТ), или Анархо-Синдикалистский Интернационал, была создана на нелегальном конгрессе в Берлине, который проходил с 25 декабря 1922 года по 2 января 1923 года. Интернационал основан на идеях классовой борьбы и своей финальной целью видит установление либертарного коммунистического общества посредством помощи (моральной и материальной) трудовым организациям, борьбы против политического господства внутри профсоюзов (что соответствует идеологии анархизма), защиты прав трудящихся и разоблачения произвола и насилия государственных структур против рабочего класса. Как сама организация говорит о своих целях, «анархо-синдикализм противостоит всем организационным тенденциям, которые вдохновляются государственным и церковным централизмом», «ведет во всех странах революционную борьбу за улучшение экономических, социальных и интеллектуальных условий жизни трудящегося класса в пределах существующего общества», «цели анархо-синдикализма — ликвидация привилегий путем создания экономических коммун и административных органов трудящихся полей и фабрик, формирования системы вольных советов без какого-либо подчинения любой власти или политической партии [5]».
В отличие от анархо-синдикалистского интернационала, другие организации левого спектра, несмотря на некоторую общность в целях, формулировали свои конечные политические цели и способы их достижения через государственную риторику. Наглядным примером здесь выступает Коминтерн. Так, в Уставе, принятом на
На фоне центристской организации Коминтерна анархо-синдикалистский интернационал сильно выделяется. С точки зрения многих исследователей, особенностью анархо-синдикалистского интернационала в отличие от других объединений похожего типа являлось следование своей идеологии до конца — даже в структуре самого интернационала. В Коминтерне решения шли «сверху вниз», а руководящие органы «центра» играли доминирующую роль в принятии решений [6]. В уставе Коминтерна [7] указывается, что интернационал и его секции строятся на началах «демократического централизма» (параграф 5), Исполнительный комитет, согласно параграфу 12, дает всем секциям директивы и контролирует их деятельность, имеет права распускать секции, исключать отдельных членов (параграф 15), а также утверждает программы отдельных секций (параграф 16). Программа, увидевшая свет на том же конгрессе, содержала требования «суровой дисциплины»
Во время своего пика, МАТ насчитывала в своих рядах миллионы человек, что обеспечило ей статус самой крупной анархистской организации в истории. МАТ играла ключевую роль во многих событиях и социальных конфликтах по всему миру, в том числе и во время гражданской войны в Испании
Подводя итог сказанному, философия анархо-синдикализма прошла весьма долгий путь становления. Не стоит недооценивать политико-философский потенциал этого движения, а также относится к анархо-синдикалистскому интернационалу как к вторичной организации трудящихся. Несмотря на произошедший раскол, МАТ все еще представляет весьма важную и авторитетную организацию трудящихся, которая требует дальнейшего изучения.
Литература: