Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Трубачева Марина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5 с УИОП
г. Шебекино Белгородской области
E-mail: mmmerrriettta@mail.ru
В соответствии с новыми стандартами образования уже в начальной школе дети должны проводить исследовательские работы.
Организация исследовательской деятельности младших школьников — серьезная и сложная работа, требующая от учителя высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых и неживых объектов, желания углубленно работать с обучающимися в области тех или иных наук.
Работа с детьми в рамках исследовательской деятельности позволит достигнуть:
¾ самостоятельного мышления;
¾ решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
¾ навыков прогнозирования результатов в области выбранных наук.
Приобщение детей к исследовательской деятельности на начальной стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину — главная задача учителя.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
— видеть проблему;
— задавать вопросы;
— выдвигать гипотезы;
— давать определения понятиям;
— классифицировать;
— наблюдать;
— проводить эксперимент;
— делать выводы и умозаключения;
— структурировать материал;
— корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
— аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используются методы анкетирования и тестирования. Учитель призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы исследования, в определении круга проблем. Учитель поможет понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем.
Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:
¾ соблюдение принципа добровольности занятий этим видом работы;
¾ добровольность выбора темы;
¾ максимальная самостоятельность обучающегося в процессе проведения исследования;
¾ компетентное и заинтересованное руководство педагога исследовательской работой обучающегося;
¾ осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
Исследовательские работы, выполняемые учащимися:
· воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения;
· учат самостоятельно выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной теме.
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности
1 этап:
— выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик — ученик», «ученик — учитель» и т. д.;
— анализ полученных результатов;
— работа групп (деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов — воображение, память, логическое мышление и т. д.);
— рефлексия (анализ динамики изменений).
2 этап:
— выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
3 этап:
— индивидуальная работа учителя с обучающимися; сбор материала, работа в музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации учителя.
4 этап:
— оформление обучающимися выполненных исследований.
5 этап:
— итог исследовательской работы — участие в ежегодных исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.