Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Исследовательская деятельность: взгляд учителя, ученика, родителей

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Трубачева Марина Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 2264
Показать PDF версию Исследовательская деятельность: взгляд учителя, ученика, родителей

Трубачева Марина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5 с УИОП
г. Шебекино Белгородской области
E-mail: mmmerrriettta@mail.ru

Модернизация системы образования, улучшение качества образовательных услуг — тема, широко обсуждаемая в самых разных кругах нашего общества. В условиях введения ФГОС нового поколения эта тема стала ещё более актуальной. Не смотря на существование множества точек зрения и полярность мнений, и эксперты, и педагоги, и общественность едины в одном: в образовании необходимы инновации. В первую очередь — это использование педагогических технологий, направленных на развитие личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и планировать действия. Какой должна быть образовательная деятельность в новых условиях? Введение ФГОС НОО, не отвергая классно-урочной системы, действующей на протяжении столетий, обязательно предполагает активное внедрение в современную школу альтернативных форм и способов обучения. Этим отчасти и обусловлено широкое распространение исследовательской деятельности обучающихся, которая развивает у детей познавательные и творческие способности, а также личные качества, способствующие формированию активной позиции учащегося в образовательном процессе.

Исследовательская деятельность учащихся логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

В начальной школе наиболее успешно реализуются различные формы исследования в ходе выполнения проектов.

Ценность данной технологии состоит в том, что её главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании — приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную творческую работу.

Исследование, по сути, — процесс поиска неизвестного, новых знаний. Как отмечает в своих работах А.И. Савенков: «Исследование — бескорыстный поиск истины».

Исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Именно в начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиться способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми.

Успех любой деятельности во многом зависит от её чёткой организации. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

Исследовательская деятельность в начальных классах носит специфический характер, т. к. ученики данного школьного возраста ещё не в полной мере владеют необходимыми навыками. В то же время именно работа над проектами с использованием различных форм исследования позволит заметно ускорить процесс формирования универсальных учебных действий у обучающихся, прежде всего — познавательных и личностных.

Важной частью работы является консультирование родителей. На начальном этапе исследований родители чаще всего — союзники, Хотя и здесь возникают некоторые трудности: родительские амбиции, завышенные требования к ребенку, большее внимание к внешнему оформлению работы, чем к содержанию, стремление сделать работу за ребенка. Еще одна проблема — необходимость определенных материальных и временных затрат, на которые готовы пойти далеко не все родители.