Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Данченко Татьяна Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3142
Показать PDF версию Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время

Данченко Татьяна

Информация об опыте

Сегодня, в условиях модернизации современного образования, введения профильной школы возникает необходимость внедрения новых педагогических технологий, одним из направлений является построение содержания образования на основе исследовательской деятельности. в этом и заключается актуальность опыта.

Таким образом, важнейшей задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Под руководством учителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося.

Технология опыта

Исследовательская деятельность в образовании используется с целью приобщить учеников к конкретике науки как профессиональной деятельности. Однако кроме этого мной исследование понимается как один из универсальных способов познания действительности, способствующий развитию и бытию личности в современном динамично изменяющемся мире. В этом случае оно выступает как учебная практика, использующая опыт, наработанный наукой в сфере организации исследования в конкретных предметных областях.

Учебно-исследовательскую деятельность я определяю как творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой становится развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения.

Я понимаю исследовательскую деятельность не только в конкретно-организационных рамках работы над заданной проблемой и написании учащимся исследовательской работы, а шире, придерживаясь теории, что учение вообще есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником.

Исследовательская деятельность в своей организации основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект — движущая форма построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества.

Организация исследовательской деятельности

Цели исследовательской деятельности:

  • в начальной школе — сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;
  • в основной школе развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования;
  • в старшей школе — развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения в старшей школе;

Основные формы внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность

Метод проектов - это пример использования  современных педагогических технологий. Особенно он популярен среди преподавателей предметов естественных наук для этого есть ряд причин.

  1. Ни в одной науке нет такого наплыва фактических знаний о мире, как в физике, химии, биологии.
  2. Эти знания быстро растут в объеме, изменяются содержательно, появляются новые разделы, такие как сенергетика, нанотехнологии и так далее. Их распространению способствует развитие глобальной сети Интернет.

Вследствие этого свою потребность создания качественно нового, стремление делать открытия ребенок принес в школу.

Но при внедрении этого метода возникают проблемы:

  • учитель не владеет методикой его применения, его не учили этому в институте, да и сама технология проектов еще до конца не определена;
  • сам учитель не обучался по этой системе в школе;
  • метод проектов требует применения новых информационных технологий, в том числе и компьютерных;

А если добавить к этому нехватку кадров и, как следствие, перегрузку, то становится понятным, с одной стороны, желание учителя овладеть методом (исследования показали, что 78% учителей желают овладеть методикой применении проекта), с другой — нежелание преодолевать эти трудности.

Проектно-исследовательская деятельность проходит через три этапа:
1-й — организационно-подготовительный (возникновение идеи, определение темы, планирование предстоящей деятельности);
2-й — технологический (сбор и анализ информации, проведение необходимых экспериментов, оформление результатов);
3-й — презентативный (мини-маркетинг, публичная защита проекта).

Особенно важное направление, — исследовательская деятельность школьников. Проектные технологии я использую как при изучении обязательной учебной программы, так и дополнительных дисциплин, а также и внеурочной воспитательной работы.

  • командные соревнования;
  • культурные мероприятия
.

Научно – практическая конференции проводится ежегодно, начиная с 2012 года.

Таким образом, важнейшей задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.