Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Юлуев Талгат Кагимович
Yuluyev Talgat Kagimovich
(Уфа, ФГБОУ ВО «УГНТУ»)
Аннотация:Представлена возможность применения комплексной информации, прогнозирования вероятности нарушения герметичности запорной арматуры
Abstract: The possibility of using complex information, predicting the probability of leakage of shut-off valves is presented
Ключевые слова:запорная арматура, твердометрия, ультразвуковая толщинометрия, техническое диагностирование, ВИК, неразрушающий контроль
Key words: reinforcement, hardness testing, ultrasonic thickness measurement, technical diagnostics, VIC, non-destructive testing
ВВЕДЕНИЕ
Для контроля потоков в трубопроводных конструкциях и системах используется специализированная арматура, которая позволяет отключать, распределять, регулировать и смешивать, корректируя площадь проходного сечения. На этапе проектирования трубопроводной арматуры можно спрогнозировать вероятность нарушения герметичности затвора вследствие деформаций уплотнительных поверхностей его деталей. В связи с этим актуальным является разработка методики расчета на прочность и жесткость деталей, позволяющей оценить деформации уплотнительных поверхностей затвора запорной арматуры
Запорно-регулирующая арматура, изменяя расход транспортируемого вещества, перекрывает или распределяет ее поток, регулируя различные параметры: давление, напор или температуру.
Функциональное назначение трубопроводной арматуры позволяет поделить ее на следующие виды
— Запорная. Обеспечивает полное перекрытие потока в трубах. Пользуется наибольшим спросом и занимает более 80% предложений на рынке.
— Регулирующая. Поддерживает необходимые значения определённых параметров, осуществляя контроль расхода рабочей среды. Температура, давление, состав и концентрация веществ могут быть изменены с использованием такого вида арматуры.
— Аварийная отсечная исключает фактор негативного влияния на трубопровод, если давление или направление транспортируемой среды превысило допустимые значения путем перекрытия защищаемого участка от остальной части системы.
Проведем анализ причин возникновения в корпусных деталях запорной трубопроводной арматуры деформаций, приводящих к нарушению герметичности запорного узла.
Трубопроводная арматура в процессе эксплуатации воспринимает целый ряд нагрузок, которые не учитываются при проведении традиционных расчетов на прочность и жесткость
Поверочный расчет на прочность и определение остаточного ресурса
Исходные данные к расчёту на прочность корпусных деталей оборудования получены измерениями при техническом диагностировании, а также из нормативной и справочной литературы и приведены в таблице 1.
Наименование показателей | Корпус горизонтальная часть (патрубки) | Корпус вертикальная часть (корпус) | Крышка |
Материал | Сталь 20Л | Сталь 20Л | Сталь 20Л |
Номинальное давление PN, МПа | 6,4 | 6,4 | 6,4 |
Максимальное рабочее давление по паспорту трубопровода Рраб, МПа | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Значение предела текучести материала корпуса (патрубков, крышки) в исходном состоянии σти , МПа | 216 | 216 | 216 |
Значение предела прочности материала корпуса (патрубков, крышки) в исходном состоянии σви , МПа | 412 | 412 | 412 |
Фактическая минимальная толщина δф, мм | 47,8 | 53,6 | 50,4 |
Внутренний диаметр Dвн, мм | 1200 | 1400 | 1400 |
Высота крышки Н, мм | - | - | 600 |
Фактическое минимальное значение твердости материала, НВ | 135 | 136 | 137 |
Значение фактического предела прочности материала, полученное косвенным путем по измеренным значениям твердости материала σв, МПа | 479 | 485 | 490 |
Коэффициент, учитывающий воздействие внешних сил, создаваемых опорами, фундаментом и другим оборудованием, К1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
Коэффициент, применяемый для оборудования, изготовленного методом литья, К2 | 1,25 | 1,25 | 1,25 |
Коэффициент, учитывающий сейсмичность, К3 | 1 | 1 | 1 |
Поправочный коэффициент к допускаемым напряжениям, η | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Коэффициент прочности сварных швов φ | 1 | 1 | 1 |
Коэффициент запаса прочности по пределу текучести nт | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Таблица 2 — Формулы и результаты для расчёта на прочность корпусных деталей
Наименование показателей | Расчётная формула | Значение | ||
корпус (горизонтальная часть-патрубки) | корпус (вертикальная часть) | крышка | ||
Фактический предел текучести материала МПа | 276,2 | 279,7 | 282,6 | |
Допустимое напряжение материала, МПа | 128,9 | 130,5 | 131,9 | |
Фактическое напряжение в корпусе , МПа | 110,5 | 114,9 | - | |
Радиус кривизны в вершине крышки R, мм | - | - | 816,7 | |
Фактическое напряжение в крышке , МПа | - | - | 71,3 | |
Минимально-допустимая толщина стенки в корпусе , мм | 41,0 | 47,2 | - | |
Минимально-допустимая толщина стенки крышки , мм | - | - | 27,2 | |
Допустимое внутреннее давление для обечайки , МПа | 7,2 | 7,0 | - | |
Допустимое внутреннее давление для полусферической крышки , МПа | - | - | 11,5 |
Вывод: По результатам прочностных расчетов при расчетном давлении 6,4 МПа условия безопасной эксплуатации выполняются.
Результаты ультразвуковой толщинометрии
Ультразвуковая толщинометрия корпусных деталей и элементов задвижки проведена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55614-2013 и РД-19.100.00-КТН-036-13 (с изм. № 3).Результаты толщинометрии представлены в таблице 3
Схемы проведения неразрушающего контроля и измерений
Схема проведения визуально-измерительного контроля, ультразвукового контроля, измерения толщин, твердости и капиллярного контроля
Таблица 3 — Результаты толщинометрии задвижки
№ п/п |
Элемент конструкции МТО | Минимальное измеренное значение толщины, мм | Минимальное допустимое значение толщины по расчету, мм |
1 | Корпус | 53,6 | 47,2 |
2 | Крышка | 50,4 | 27,2 |
3 | Патрубки | 47,8 | 41,0 |
По результатам УТ задвижки проведение дополнительного дефектоскопического контроля не требуется.
Поверочным расчетом на прочность установлено, что условия прочности для корпуса и крышки задвижки для случая статического нагружения выполняются и основным повреждающим фактором являются язвенная коррозия и воздействие циклических нагрузок. Предельным состоянием корпуса и крышки задвижки является образование усталостной трещины в стенке корпуса/крышки или уменьшение толщины стенки до предельной (отбраковочной) толщины, ниже которой не обеспечивается необходимый запас её несущей способности.
По результатам прочностных расчетов проведенных согласно РД 19.100.00-КТН-036-13
(с изм. № 3) и ГОСТ 34233.1-2017, ГОСТ 34233.2-2017 и ГОСТ 34233.6-2017, установлено:
— уровень фактических напряжений в горизонтальной и вертикальной частях корпуса задвижки ниже допустимого значения
PN = 6,4 МПа ≤ Рдоп = 7,0 МПа;
PNп. = 6,4 МПа ≤ Рдоп.п. = 7,2 МПа;
sф = 114,9 МПа ≤ sдоп = 130,5 МПа;
sф.п. = 110,5 МПа ≤ sдоп.п. = 128,9 МПа.
— уровень фактических напряжений в крышке задвижки ниже допустимого значения
PN = 6,4 МПа ≤ Рдоп = 11,5 МПа.
sф = 71,3 МПа ≤ sдоп = 131,9 МПа.
По расчетам, проведенным согласно РД 19.100.00-КТН-036-13 (с изм. № 3), остаточный срок службы задвижки по критерию коррозионно-абразивного износа составляет 42 года
Расчет остаточного срока службы арматуры при малоцикловых нагрузках не проводился, так как наработка в течение нормативного срока эксплуатации менее 1000 циклов. По результатам анализа технического диагностирования и результатов расчетов, задвижка клиновая DN1200 находится в неработоспособном состоянии.
На основании проведенных расчетов на прочность и жесткость с использованием предложенной методики оценки НДС деталей определены характерные точки на корпусных деталях, для которых определена целевая функция. Минимизация целевой функции при ограничениях, накладываемых на прочность и жесткость конструкции, обеспечивающей, позволяет получить оптимальную конструкцию клиновой задвижки.
ЛИТЕРАТУРА
1 Сызранцев В.Н. Использование метода конечных элементов для анализа конструкций трубопроводной арматуры / В.Н.Сызранцев, К.В.Сызранцева, А.В.Белобородов // Материалы научно-технической конференции «Нефть и газ: проблемы недропользования, добычи и транспортировки». — Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. — С. 130.
2 Белобородое А.В. Использование метода конечных элементов для оценки прочностной надежности нефтегазового оборудования / А.В.Белобородое, К.В.Сызранцева // «Проблемы развития ТЭК Западной Сибири на современном этапе» труды международной научно-технической конференции. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. — С.94-97.
3 Сызранцев В. Исследование напряженно-деформированного состояния сварных швов образцов / В.Сызранцев, С.Голофаст, А.Белобородов, О.Богомолов // «trans & MOTAUTO’04» материалы XI международной научно-технической конференции, Пловдив, Болгария, 14-17 октября 2004г. — Пловдив, 2004. — С.63-66.
6 ГОСТ Р 55724-2013
8 Загидулин Р.В., Загидулин Т.Р., Коннов А.В. Вейвлет — анализ сигнала накладного вихретокового преобразователя над сварным швом с дефектом сплошности металла. — Контроль. Диагностика, 2014, № 1, с. 62-6
7 Лаврентьев М.А., Шабат Б.В. Методы теории функций комплексного переменного. — М.: Наука, 1965. — 716 с.
9 ГОСТ 22761-77. Металлы и сплавы. Метод измерения твердости по Бринеллю переносными твердомерами статического действия.
ГОСТ 9013-59 (с изм. № 3, с Поправкой). Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу.
11 Загидулин Р.В., Мужицкий В.Ф., Бизюлев А.Н. К выбору оконной функции при математической обработке измеренного магнитного поля дефекта в ферромагнитном изделии. — Дефектоскопия, 2002, № 6, с.59-64.
Информация о себе : Работаю в нефтегазовой отрасли на должности инженер — дефектоскопист по проведению технической диагностики механо-технологических объектов. Тел: 89613555642, почта talgat.5@bk.ru