Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Воробьева Екатерина Викторовна
E-mail: vorobiova.katerina2015@yandex.ru
Эмоционально — волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М Соловьев, Ж.И. Шиф и др.
Огромный вклад в решение проблемы по выявлению своеобразия обучения и воспитания детей при различных степенях нарушений зрения, влекущих за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии, в отношениях со средой, внесли такие ученые, как Л.С. Выготский, М.И. Земцова, Н.Б. Коваленко, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, В.И. Лубовский, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Б.К. Тупоногов и др. Диагностике нарушений зрения посвящены работы Л.П. Григорьевой, B.А. Феоктистовой, Л.И. Фильчиковой и др. Проблемы медико-психолого-социальной реабилитации детей-инвалидов и их интеграции в общество освещены в работах Т.А. Добровольской, Н.Б. Шабалиной, Л.М. Шипи-цыной и других.
Целью исследования стало определение особенностей проблемы коррекции эмоционально-волевого развития младших школьников с нарушениями зрения. Для ее достижения нами были решены исследовательские задачи:
1) Изучена проблема развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушением зрения в общей, возрастной и специальной психологии;
2) Дана характеристика диагностической программы исследования и результатов, полученных на констатирующем этапе исследования;
3) Дана характеристика коррекционно-развивающей программы для работы с младшими школьниками с нарушением зрения.
В ходе решения этих задач мы сделали следующие выводы.
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия — наследственность, особенности его физического развития.
Исследователи выделяют следующие особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушениями зрения:
— повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;
— страх перед всем новым, необычным;
— неуверенность в себе, заниженная самооценка;
— ожидание неприятностей, неудач;
— стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали;
— безынициативность, пассивность;
— склонность помнить больше плохое, чем хорошее;
— боязнь общения с новыми людьми;
— неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость.
Исследование было основано на трех методиках изучения особенностей эмоционально-волевой сферы:
1. Методика «Изучение эмоциональной восприимчивости» Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной;
2. Анкета для родителей по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко;
3. Многофакторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла и Р.В.Коанома.
4. «Определение эмоциональности» В.В.Суворова;
5.«Эмоциональная идентификация»
По результатам диагностики мы выявили неоднозначность исследуемых качеств, некоторый дисбаланс эмоционально-волевой сферы испытуемых: в основном, дети, имеющие высокий уровень эмоциональности показали большую организованность, ответственность и развитие волевых качеств, тогда как замкнутые, необщительные школьники проявили неумение сдерживать свои желания и низкий уровень волевого развития.