Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Использование цифровых практико-ориентированных заданий на факультативных занятиях в классе фортепиано

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Рябцева Елена Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2022»  (октябрь, 2022)
Количество просмотров статьи: 47
Показать PDF версию Использование цифровых практико-ориентированных заданий на факультативных занятиях в классе фортепиано

Рябцева Елена Анатольевна
руководитель учебно-методического объединения
учителей музыкальной направленности
ГУО «Средняя школа № 190 г. Минска»,
Беларусь, г.Минск
E-mail: Rabtzava@gmail.com

Аннотация: в статье рассматривается вопрос использования цифровых практико-ориентированных заданий в классе индивидуального обучения, описываются составляющие компоненты цифровых заданий, приведены примеры использования заданий на факультативных занятиях в классе фортепиано.

Факультативные занятия являются неотъемлемой частью современной образовательной системы Республики Беларусь. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе учреждений общего образования способствует повышению мотивации обучающихся к изучению учебных предметов, построению их образовательной траектории, формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса" [1]. Таким образом происходит постепенная трансформация образования, которая охватывает всех участников образовательного процесса. При этом участники образовательного процесса осваивают новые механизмы, программные материалы, специализированные сервисы, которые необходимы в своей деятельности. Итогом такой трансформации является повышение качества образовательного процесса активизация взаимодействия между учителями и учащимися.

Цифровые технологии дают большие возможности учителю индивидуального обучения. Одним из основных видов деятельности факультативного занятия «Игра на музыкальном инструменте» является музицирование, и вся работа учителя выстраивается классически. Использование цифровых технологий позволяет расширить образовательные возможности занятия. Это предполагает введение в образовательный процесс таких средств обучения, которые будут интересны любому учащемуся, независимо от уровня развития. Таким средством выступают практико-ориентированные задания, которые позволят индивидуально выразить творческую сущность каждого ребенка и дадут возможность учителю подобрать задания для наиболее яркого раскрытия творческого потенциала личности.

Задания, которые описываются далее создавались при помощи следующих ресурсов:

— нотные архивы: tarakanov. ru; notomania.ru; piano.ru

— программа для подготовки мультимедийных презентаций PowerPoint с использованием таких функций как: гиперссылки, триггера;

— программа обработки звука Audacity;

— программа записи нотного текста MuseScore3;

— онлайн —сервис для создания QR-кодов https://generator-online.com/

Задания, которые описаны ниже различные по уровню: есть простые и достаточно сложные для выполнения. Многие из них содержат рабочее поле, куда вписываются ответы. Выполнение практико-ориентированных заданий предусматривает применение учащимися знаний по другим учебным предметам, таким образом реализуется метапредметное взаимодействие учебных предметов (математика, русский язык, изобразительное искусство, география, иностранный язык, сольфеджио).

Интерес учащихся вызывает процесс поиска путей решения заданий, они получают возможность развивать логическое, ассоциативное мышление, музыкальную грамотность.

При использовании цифровых заданий в образовательном процессе надо учитывать следующие особенности:

— выполнение должно происходить на основе имеющихся теоретических знаний учащегося;

— задания подбираются с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащегося;

— задания должны быть интересны и оригинальны по содержанию.

Практико-ориентированные задания — это задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.

Использование цифровых практико-ориентированных заданий способствуют развитию грамотной речи, активизируют внимание учащихся и расширяют знания по предмету, формируют у учащихся умение логически и точно излагать мысли.

Задание «Необычная математика» приведены примеры, которые необходимо решить, но числа в них зашифрованы длительностями. Ученику необходимо решить математические примеры, а затем проверить правильность выполнения при помощи QR-кода. Эти задания можно варьировать, усложнять или облегчать в зависимости от возможностей учащихся.

Задание «Музыкальная математика», которое предназначено для любителей предмета математики. Учащимся необходимо решить математическую задачу: «Определить скорость движения людей, с использованием онлайн-метронома и таблицы музыкальных терминов» Данное задание можно выполнять с помощью онлайн—сервиса. http://www.metronomid.ru/

Задания на закрепление теоретических знаний.

Задание по теме «Динамические оттенки» предполагает владение учащимися знаний иностранного языка в рамках изучения терминологии. Из предложенных букв необходимо ученику составить музыкальные термины, обозначающие динамические оттенки, а из оставшихся букв составить музыкальный термин. Для записи ответов на задание предлагается рабочее поле, куда вписываются ответы. В качестве самоконтроля выполненного задания учащийся может воспользоваться QR-кодом. Это задание было выполнено в онлайн-генераторе QR-кодов generator-online.com. Данный генератор позволяет легко создать любой вариант ответа. После внесения нужной информации в соответствующее поле требуется нажать «генерировать результат» и можно скачать готовый ответ.Все задания можно использовать не только в качестве источника для создания обучающих материалов, но и применять их для самоконтроля знаний учащихся.

Среди цифровых технологий, которые использую в практике, выделяется " цифровая фонограмма«. Это исполнение музыкального произведения под фонограмму «минус». Фонограмма ускоряет мыслительную деятельность ученика, постоянно держит в «тонусе», не дает расслабляться, развивает его технически. Использование программы Audacity дает возможность изменить длину фонограммы, обрезать или вырезать любой раздел, адаптируя уровень фонограммы под учащегося.

Создание цифровых заданий представляется возможным каждому учителю, владеющему современными цифровыми технологиями. Но надо помнить о том, что учитель индивидуального обучения является главным носителем и проводником содержательного смысла в процессе постижения фортепианного искусства.

Список использованных источников:

1. Об использовании современных информационных технологий в учреждениях образования в 2022/2023 учебном году [Электронный ресурс]: инструктивно-методическое письмо Министерства образования Респ. Беларусь, от 28 нояб. 2019г., // Минский городской институт развития образования, Центр информационных технологий. — Режим доступа: https://drive.google.com/u/0/uc?id=1btoviNpDOUNBiiDyXrxNbC09g1YGsClL&export=download Дата доступа: 15.09.2022.