Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Кузнецова Светлана Геннадьевна
Прекрасна речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щукина
В дошкольном образовании учителем-логопедом я проработала 13 года и хотела бы поделиться с вами своим опытом. Важнейшим из направлений в моей работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи.
У детей имеющих нарушения речевого развития, будь-то Алалия, ФФН, ОНР, заикание и др. я выделяю ряд общих проблем: в первую очередь-это нарушение общения, во-вторых, следствием этого, отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни такого ребенка.
Чтобы помочь ребёнку в решении его проблем, я к проблеме подхожу целостно. При исправлении и обучении правильной речи, я задумывалась о том, а как ребёнок будет пользоваться в свободной речи, тем, чему его научили. Уютно, комфортно ли он себя будет чувствовать при общении с окружающими. Свободно, легко ли будет произноситься из его уст, то, в чём раньше он испытывал трудности.
Речевая деятельность, как совокупность процессов произношения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Я обратила внимание, что при некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью или наоборот скованностью, зажатостью. Исходя из этого, я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Поэтому для себя поставила цель использования театрально-игровой деятельности в системе коррекционной работы:
Цель: Создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Я ставлю задачи:
Задачи:
• пополнять и активизировать словарь детей;
• расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
• закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
• продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
• совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
• совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
• воспитывать культуру речевого общения.
Я убеждена, что в процессе моей работы, театрально-игровая деятельность служит средством всестороннего развития личности ребёнка, воспитание у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах, свободно сочетая средства и способы развития творческих и речевых способностей.
Моими достижениями является, постановка и показ сказок с детьми группы компенсирующей направленности. Например: «Сказка о дружбе».
— Несмотря на некоторые недочёты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.
— Такая форма работы объединяет и заинтересовывает даже равнодушных и безразличных родителей.
— Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.
— А самое главное — в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Речь ребёнка становится более связной, грамотной, лексически обогащенной. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении.
Театрально-игровая деятельность — это не только игра, но и перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа, данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета — это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом. Разнообразие видов театра, сохраняет заинтересованность детей в этом процессе деятельности. Я использую все виды театра.
Успешное решение поставленных задач я реализую при использовании принципов и методов обучения.
Принципы:
• принцип активности ребенка;
• импровизационность;
• гуманность;
• системность знаний;
• учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• принцип интегративности всех видов деятельности;
• связь обучения и творчества.
Методы:
• словесный метод;
• наглядный метод;
• практический метод.
В театрально-игровые занятия включаю следующие элементы:
— логопедическую (артикуляционную) гимнастику — комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
— чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков (по мере их постановки в речи);
— пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
— упражнения, этюды под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга
— вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
— песенки, стихи, потешки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
— игры и упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей, закрепление лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи;
— Театральная деятельность: театральные (творческие) игры, кукольный (настольный) театр, игры драматизации.
Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы, варьируется от поставленных задач к занятию.
Такое логопедическое занятие является дополнительным, поэтому проводится в форме кружка, во вторую половину дня, один раз в неделю.
На драматизацию самой сказки отводится свободное время от режимных моментов, активное участие, в котором принимают воспитатели этой группы (заучивание текста по ролям, отработка отдельных эпизодов, оформление, работа с родителями в подготовке к театрализованным представлениям), также в работу подключается музыкальный руководитель, который нам помогает подобрать музыкальное оформление к сказке, музыкальное сопровождение (песни, танцы); декорации, костюмы.
На занятиях используется наглядный материал по темам (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п.); это переводит образы-представления в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе -индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Система построения коррекционной работы в «Театрально-игровой деятельности с детьми группы компенсирующей направленности дошкольного возраста»
Моя работа осуществляется поэтапно. На начало учебного года в мою группу поступили дети с диагнозами: Алалия, ФФН, ОНР 3 уровня и ОНР 2 уровня (обусловленные дизартрией). Я провожу дополнительное более углублённое обследование детей :
— выявляю нарушения по звукопроизношению;
— в лексико-грамматическом строе;
— связной речи;
— также веду обследование мелкой и общей моторики.
На основании показателей нарушений у детей составляю план работы по «Театрально-игровой деятельности с этими детьми»: веду подбор в первую очередь речевого материала, а затем уже к ним сопутствующие игры и упражнения с учётом постановки и коррекции нарушенных звуков у детей.
Затем коррекционную работу разбиваю на этапы:
1этап работы — по сюжету сказки. Ставлю задачу — развитие звукопроизносительной стороны речи у детей: (автоматизация, дифференциация, закрепление звуков).
В этот этап работы входят игры и упражнения на развитие фонематического слуха и самое главное правильное произношение слов с этими звуками. Также на протяжении всех занятий, начиная с первого этапа развиваю через гимнастику, игры и упражнения — мимику, жесты, голос, интонацию и т.д
2 этап работы — развитие лексико-грамматического строя речи;
На этом этапе работы я отрабатываю отдельные более сложные для детей в осмыслении и закреплении задачи. Такие как, к примеру: согласование числительных с существительными, согласование существительного и прилагательного (зимний, зимняя, зимнее), образование качественных прилагательных («Назови, какая погода?» — дождливая, ветреная и т.д.), образование простых причастий и прилагательных («Назови, какой?» жить-живущий, заботиться-заботливый) и т.д. Также пополнение словаря фразеологизмами (задирать нос, душа в пятки ушла, или такими малораспространёнными и сложными для понимания детей с речевыми нарушениями словами: лубяная, ледяная, изба и т.д.).
3 этап работы — развитие связной речи.
Этот раздел хотелось бы выделить. Так как главной целью моей работы является — это умение ребёнка выразить себя, обогатить речь, сделать речь фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной.
Это может быть и: пересказ, описание, составление рассказа. То, что детям групп компенсирующей направленности даётся с большим трудом. В своей работе я и использую театрально-игровую деятельность. На этом этапе дети играют в театр. На каждом занятии я использую разные методы и приёмы и закрепляю поставленные задачи.
Остановимся по подробнее:
— К примеру, при знакомстве со сказкой используются — картинный материал, фланелеграф.
— При работе со сказкой (когда идёт знакомство с героями, обсуждение)
— вношу резиновые игрушки, мягкие игрушки, картинный материал.
— Для наилучшего запоминания сюжетной линии — использую мнемотаблицы и схемы-модели. Что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает сказки (рассказы) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определённая информация. На таблице изображены не цветные символы, так как дети старшего возраста (для младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, ёлочка -зелёная). В последствии мы разберем более подробнее.
Также, когда дети «сочиняют сказку» или «изменяют окончание сюжета сказки» очень удобно пользоваться этими методиками.
4 этап работы — закрепление ранее пройденных этапов и развитие творческих способностей у детей театрализация (драматизация) сказки, как результативность нашей проделанной работы с детьми). В этом разделе я выделила: обыгрывание с детьми сказочные сюжеты, драматизацию сказки. Когда определённая сказка доработана, мы переходим к показу её зрителям — это дети нашего детского сада и их родители.
Вывод: положительными результатами моей работы можно смело назвать то, что: — использование «театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.