Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Использование современных технологий в начальных классах

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Курбанова Холбиби Туракуловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2018»  (октябрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 3586
Показать PDF версию Использование современных технологий в начальных классах

Курбанова Холбиби Туракуловна
Преподаватель
регионального центра повышения квалификации
и переподготовке работников народного образования
при Навоинском государственном педагогическом институте

Требования к современному образованию побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач в учебном процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Данную задачу можно решить, применяя на уроке современные обучающие технологии в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностноориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет — технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают «ситуации успеха », развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях — дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь. В педагогической деятельности по начальному обучению можно практиковать личностноориентированный подход, который можно реализовать через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно — ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения. Здоровьесберегающие технологии могут применяться как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Формирование ответственного отношения к своему здоровью — необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход необходим на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. В уроки, внеклассные мероприятия по предмету можно включать гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию. Физкультминутку можно выбирать в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: — если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; — если чтение — гимнастику для глаз; слушание, говорение — гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику. При технологии личностно-ориентированной направленности можно использовать следующие формы урока и методы: Методы: проблемный метод, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, работа в группах, парах, работа с портфолио. Формы: урок — дискуссия, урок — игра, урок — КВН, урок — беседа, урок — экскурсия, интегрированный урок, урок — концерт, урок — спектакль, урок — размышление.

Проблемное обучение можно использовать на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Например, создание проблемной ситуации на уроке — удивление, затруднение. Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, очень важно организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальные возможности позволяют глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы. Под индивидуальной с/р. следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Каждый работает над своим заданием. Разные дети — разные задания, как правило, 2-3 уровней. Организовать с/р учащимся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность использовать компьютерные презентации, интерактивные доски, особенно на тех уроках, которые требуют наглядного представления материала — окружающий мир, обучение грамоте, письмо, математика, а позднее русский язык, литературное чтение. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предложить решить примеры следующим образом — откроешь картинку, вставишь правильно все буквы — продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать позволяет применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов.

Применение компьютера на уроках очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников. Применяя игровые технологии на уроках, учитель способствует форме обучения естественной и гуманной для ребенка. Обучая посредством игры, дети учатся не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровую деятельность можно использовать в следующих случаях: Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок — спектакль «Народные праздники»).

В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов». Например: «Перевернутые слова» Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ — ЗИМА. Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения — возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

Использование современных технологий на уроках в 1 классе Увеличение умственной нагрузки у первоклассников на уроке заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно. Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в практике. Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь — учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям. В практике используются следующие современные образовательные технологии или их элементы: Личностно-ориентированная технология обучения. Помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. Технология уровневой дифференциации Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления.

Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, видно, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

Проблемное обучение Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создают с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Таким образом, проблемное обучение позволяет направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей. Исследовательские методы в обучении. Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося. Игровые технологии Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Учитель может использовать их на разных этапах урока. Так, в начале урока включается игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала — «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Тестовые технологии Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Учитель может использовать их на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Однако, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляются с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов.

Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей. Групповая технология Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. М.2005, С.3
  2. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы м тесты. -М.2002, С.59-64
  3. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. 2005,С.5-6,26-27,
  4. Гринченко И.С.Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: «ЦГЛ», 2002, С.4-29
  5. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М.: 1998, С.14-15,50-60