Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Использование ролевых игр на уроке иностранного языка на начальном этапе обучения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кононова Дарья Сергеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 4302
Показать PDF версию Использование ролевых игр на уроке иностранного языка на начальном этапе обучения

Кононова Дарья Сергеевна

  Не для кого не секрет, что память младших школьников достаточно развита, однако легко и быстро дети запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам. Поэтому рекомендуется организовать ознакомление детей с речевыми средствами общения и тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с интересами и создают мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой. Этим требованиям отвечает принцип наглядности. Основная задача наглядности – базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, возможность связать обучение с жизнью.

 В своей статье я хотела бы освятить самый любимый и захватывающий вид наглядности - ролевая игра. Ролевая игра помогает ребенку полностью поставить себя в имитируемую ситуацию, проявить свое творчество.

Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. Однако,  учебный характер игры часто не осознаётся учащимися. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся учителем. Она обладает большими обучающими возможностями. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнёров.

Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана, предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через своё собственное "я, но через "я" соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет.

 Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. Ведь её исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удаётся преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в игру.

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.

Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся.

Выделяют следующие цели использования игры на уроках иностранного языка:

формирование определенных навыков;

развитие определенных речевых умений;

обучение умению общаться;

запоминание речевого материала;

развитие необходимых способностей и психических функций;

познание в сфере страноведения и языка.

Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящие для своего класса, в зависимости от опыта учащихся. Игра сюжетно-ролевая - согласно взглядам ведущих психологов, ведущая деятельность младшего школьного возраста и имеет огромное значение для психического развития ребенка.

Итак, можно сказать, что ролевые игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке. Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.